Заикание (логоневроз) у взрослых: лечение, избавление, коррекция

Что такое логоневроз, причины и лечение у детей и взрослых

Неврозы

09.11.2020

4.8 тыс.

3.2 тыс.

7 мин.

Логоневроз — это подобные судорогам движения, вовлекающие артикуляционную и гортанную мускулатуру, возникающие в самом начале или середине речи. Пациент задерживается на определенном звуке. Симптомы логоневроза похожи на клонические и тонические судороги.

Клоническое заикание характеризуется повторным образованием слов и звуков. Тонический логоневроз принуждает делать звуковую остановку. Данная патология проходит четыре фазы в своем развитии.

Это серьезная личностная проблема, которая ограничивает человека в способности общаться.

Логоневроз или заикание — это патология, которая нарушает плавность и ритмичность речи. Устная речь формируется до года и продолжается до 7 лет. Первые признаки заикания проявляются протягиванием слогов и повторением букв.

В причинах возникновения заикания выделяют факторы, которые предрасполагают и провоцируют логоневроз. К предрасполагающим причинам относятся:

  • наследственность;
  • травмы во время беременности и родов;
  • внутриутробные осложнения (гипоксия плода, курение и употребление алкоголя во время беременности);
  • осложнения инфекционных заболеваний, которые влияют на структуру головного мозга;
  • характер (чрезмерная эмоциональность и впечатлительность).

Провоцирующими факторами выступают те, которые увеличивают влияние предрасполагающих. Могут быть первой причиной логоневроза:

  • инфекционные заболевания центральной нервной системы (менингиты, энцефалиты);
  • травмы головного мозга (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, сотрясения головного мозга);
  • заболевания, которые воздействуют на головной мозг (сахарный диабет);
  • инфекции верхних дыхательных путей (заболевания органов речевого аппарата);
  • болезни, которые снижают иммунитет (частые ОРВИ, гельминты, рахит);
  • неврозы в разной степени проявлений (страхи, эмоциональная лабильность, ночной энурез, плохой сон);
  • испуг (насилие в семье, нападение животного, авария, потеря близких);
  • неправильное формирование этапов речи (перегрузка нервной системы, обилие информации).

Редко спровоцировать логоневроз может и радостное событие.

Патогенез заболевания подобен механизму дизартрии. Нарушается координация дыхательного процесса, артикуляция и едение. Изменяются индукционные взаимодействия коры головного мозга и подкорковой структуры, что приводит к нарушениям регуляции мозга. Стриопаллидарная система, которая ответственна за готовность к совершению движений, изменяет свою работу.

Точное и согласованное перераспределение тонуса дает возможность быстро и точно дифференцировать движения. Стриопаллидарная система осуществляет контроль над перераспределением тонуса. Блок на стриопаллидарном регуляторе, который провоцируется эмоциональным перевозбуждением или анатомическими повреждениями, приводит к тикам (повторениям) или спазму тонуса мышц.

Постепенно патологический рефлекс перерастает в условный.

При заикании происходит огромный перерасход воздуха на вдохе, выдохе. Это обусловлено сопротивлением артикуляции.

Нарушенное речевое дыхание проявляется при произношении проторного звука и инспираторных гласных.

То есть для того, чтобы задействовать ые связки и образовать проторный шум пациент пользуется вдыхаемым воздухом. Укорочение выдоха наблюдается не только во время разговора, но и в полном покое.

При произношении звуков ая щель замыкается и препятствует возникновению речи. При приступе гортань поднимается наверх, затем вниз и продвигается вперед. Неспособность плавно произносить гласные звуки вынуждает пациента делать их твердыми.

При пении или шепоте симптоматика смягчается, и речь нормализуется.

Функциональные нарушения в аппарате артикуляции при логоневрозе затрагивают и соматические. Высунутый язык отклоняется в сторону, искривляется носовая перегородка, гипертрофируется раковина. Часто речь при заикании сопровождается сопутствующими движениями, которые не являются необходимыми, но производятся как сознательные.

Например, во время приступа пациенты могут запрокидывать голову назад, наклонять ее в стороны, подергивать плечами, переступать ногами. При заикании проявляются некоторое психические изменения. Часто присутствует страх перед произношением определенных букв или слов. Пациенты избегают их, подыскивая замену. В периоды обострения возникает немота.

Человек ощущает себя неполноценным.

Дети возрастом 2-3 лет часто проглатывают начало или окончание слов. Быстро, невнятно произносят слова, делают длинные паузы между ними. Эти явления зачастую не расцениваются как патология, так как со взрослением исчезают. Для истинного заикания характерны следующие признаки:

  1. 1. Ребенок во время диалога часто останавливается и при этом мышцы шеи и лица напряжены.
  2. 2. Испытывает сложности в произношении. Сжимает кулаки, размахивает руками, выражая то, что не получается объяснить с помощью речи.
  3. 3. Часто замолкает на несколько часов.
  4. 4. При произношении сложных слов у ребенка дрожат губы, быстро двигаются глазные яблоки.

Когда ребенок владеет речевым аппаратом, произносит фразы, наполненные смыслом, строит цепочку разговора, логоневроз проявляется в большей степени. Основное признаки — это судороги языка, ой щели. Различают тонические, клонические и смешанные судороги.

При тонических происходит спазм ых мышц, и слова произносятся толчками с большой паузой между буквами. При клонических судорогах происходит повторение одних и тех же движений ой мышцей. Часто это повтор слогов или буков. Смешанные судороги сочетают симптомы двух других групп.

Произношение слов требует физических усилий, поэтому ребенок может уставать при разговоре. Часто предпочитает одиночество, избегает компании. В присутствии незнакомых людей дома или в непривычной обстановке симптомы логоневроза усиливаются.

Первая фаза характеризуется небольшими эпизодами логоневроза, плавным сокращением периодов спокойной речи. Она заканчивается, когда затрудняется произношение слов в начале предложения. Заикание возникает при произношении союза, предлога. При стрессе симптомы усугубляются. Провокация может выступать в виде эмоциональной вспышки.

Во второй фазе контактирование с окружающими затрудняется. Заикание носит хронический характер, но тяжесть его еще различима. Часто сложность возникает в сложных словах. Редко в односложных частях речи.

Третья фаза закрепляет судорожный синдром. Пациент не испытывает страх и неловкость во время акта речи. Спокойно заменяет проблемные слова на другие. Осознают трудности в общении из-за логоневроза.

На четвертой фазе заикание приобретает глубокую личную проблему для пациента. Появляется выраженная эмоциональная реакция на заикание. Пациент избегает речевые ситуации. Постоянно заменяет проблемные слова. Обращает внимание на окружающих и их реакцию на его проблему. Характерные симптомы для данной фазы:

  • затрудняется произношение определенных звуков и слов носит хронический характер;
  • появляется страх речи;
  • больной уклоняется от разговоров.

Логоневроз вынуждает избегать общения, в результате чего круг друзей и знакомых больного сужается.

Появляется неуверенность в себе, четкое ощущение отличия от сверстников. Пациент чувствует себя ущемленным, неполноценным. Становится раздражительным, пугливым. Психика угнетается, проблема заикания усугубляется. Все выше перечисленное приводит к замкнутости.

Для успешного лечения заикания необходимо своевременно диагностировать патологию. Логоневроз является проявлением неустойчивой нервной системы или симптомами органического заболевания центральной нервной системы.

Система лечения подбирается для каждого пациента индивидуально.

Наблюдение у врача проходит до трех лет, так как даже после нормализации речи уровень адаптации низок, а значит, возможно рецидивирование в кризисный период.

Из-за малоэффективного традиционного психотерапевтического метода лечения заикания предпочтение в медицине отдается специальному терапевтическому подходу, которое включает в себя несколько методик. Лечение включает занятия с логопедом.

Заикание у детей группы младшего возраста хорошо корректируется в специализированном детском саду. В нем акцентируют внимание на коллективной игровой психотерапии, логопедической ритмике.

Огромное значение придается атмосфере внутри семьи, где используются методы внушения, релаксации. Детей обучают говорить в такт ритмичным движениям пальцев руки.

Вспомогательное медикаментозное лечение в основном направлено на снятие симптомов тревоги, страха. Применяют противосудорожные средства и седативные.

Лечение заикания только медикаментозным методом неэффективно.

При данной патологии незаменимы оздоровительные процедуры. Важно соблюдать режим дня, правильное питание, проводить процедуры по закаливанию, также полезна физическая нагрузка. Пациент должен быть огражден от стрессовых ситуаций. Предпочтительны спокойные занятия (рисование, шахматы, пазлы). Не менее важен полноценный сон (не менее 9 часов).

На формирование речи влияют как психическое состояние, так и физическое.

При впервые возникших симптомах заикания занятия с логопедом на первых порах не требуются. Необходимо создать спокойную, доброжелательную обстановку дома. Не паниковать, не показывать ребенку свою обеспокоенность. Не требовать исправлять слова, не стыдить, не наказывать и не насмехаться.

Часто дети подражают речи окружающих. Поэтому родители не должны разговаривать слишком торопливо. Нужно использовать короткие и понятные фразы. Речь должна быть четкая и лаконичная.

Развивающие занятия в домашних условиях — это досуг, при которым необходимость в речи отпадает. Можно использовать настольные игры, мозаику, пластилин, шашки, конструктор.

Рисование — отличный способ выражения эмоционального состояния. Лучше всего использовать вместо кисти пальцы. Пение также незаменимо в комплексном подходе лечения заикания. Это развивает дыхательную мускулатуру. Для укрепления нервной системы применяются игры с водой.

Логопедический массаж выполняется только специалистом. Создается спокойная, умиротворяющая обстановка, пациента укладывают на кушетку. Используют методы поглаживания, разминания, растирания, поколачивания.

Первый сеанс не должен превышать 5-7 минут и со временем постепенно увеличивается до получаса. Курс составляет около 10 процедур. Точечным массажем воздействуют на специальные точки в организме, которые успокаивают и расслабляют пациента.

Хороший результат дает дыхательная гимнастика. Она нормализует процесс дыхания носом и ртом, укрепляет мышцы диафрагмы у детей и взрослых:

  1. 1. Пациент должен стать прямо, согнуть локти и опустить их вниз, при этом раскрыть ладони и направить их вверх. На вдохе сжать ладони в кулаки и на выдохе разжать. Повторять до 10 раз.
  2. 2. Положение стоя, руки вытянуть вдоль тела, ноги раздвинуть на ширину плеч. На вдохе сделать приседание с поворотом тела вправо, а затем влево.
  3. 3. Положение стоя, ноги на ширине плеч. Голову наклонить так, чтобы ухо прижималось к правому, а затем к левому плечу. Сделать глубокий вдох.

Эти упражнения укрепляют речевой аппарат и способствуют улучшению мозгового кровообращения. Выполнять их необходимо ежедневно по утрам.

Лечить логоневроз можно с помощью специальной программы. Для этого используется синхронизация речевого центра мозга.

Пациент произносит в микрофон слова, после чего программа их обрабатывает и с незначительной задержкой воспроизводит. Пациент, услышав свой голос, пытается подстроиться и повторить слова, сказанные ранее.

В функциях программы также есть подсказки, как улучшить произношение того или иного слога.

Диагностика и дифференциальная диагностика

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн).

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога

Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов

Неврологический осмотр не выявляет существенных отклонений в неврологическом статусе. Возможно некоторое оживление рефлексов, наличие признаков вегетативной дисфункции.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание.

Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр.

Причины возникновения патологии

Нарушение темпа и плавности речи возникает из-за судорожных движений мышц, которые отвечают за формирование звуков.

Чаще всего заикание развивается во время формирования речи у ребенка – в возрасте от 3 до 8 лет, причем мальчики страдают от этой проблемы примерно в 3 раза чаще.

Логоневроз: что это такое, как проявляется и лечится

Причины развития заикания у детей раннего возраста (2-4 года):

  1. Особенности развития речи. Слишком раннее обучение речи, быстрый темп или одновременно обучение нескольким языкам могут вызвать нарушение формирования правильного темпа речи и произношения слов.
  2.  Особенности нервной системы. Слабость нервной деятельности, тревожность, мнительность, плаксивость могут свидетельствовать о замедлении темпов созревания нервной системы, в том числе – и центров речи.
  3. Наследственность. Если у родителей ребенка были те или иные проблемы с речью, то вероятность развития заикания у ребенка в несколько раз выше.
  4. Другие речевые патологии. Задержка психоречевого развития, алалия, дислалия или ринолалия также могут спровоцировать развитие заикание у ребенка.
  5.  Заболевания нервной системы. Родовые травмы, гипоксия, перенесенные инфекционные заболевания могут вызвать задержку развития центров нервной системы и нарушение формирования речи.

«Пик» развития заикания у детей наступает в возрасте 4 лет, к этому возрасту, как правило, у ребенка полностью сформирован речевой аппарат и центры в головном мозге, отвечающие за функции узнавания и воспроизведения речи.

Начиная с возраста 4 лет, причины развития заикания обычно другие:

  1. Стресс. Постоянно испытываемый ребенком стресс из-за напряженных отношений в семье, ссор родителей, проблем в школе и с ровесниками может привести к нарушению речи.
  2. Логоневроз: что это такое, как проявляется и лечитсяСтрах. Пережитый во время выступления или разговора сильный испуг может закрепить заикание в дальнейшем. Как правило, нарушение речи проявляется в момент сильных переживаний, необходимости выступить перед публикой или ответить на вопрос.
  3. Завышенные ожидания – слишком высокие требования, которые предъявляют взрослые к ребенку могут вызвать сильный стресс и заикание. От заикания могут страдать дети, родители которых требуют от них только отличных успехов в учебе, спорте или других видах деятельности.
  4. Нервное и физическое переутомление – современные дети часто одновременно посещают общеобразовательную школу, несколько дополнительных кружков и спортивных секцией. Это приводит к переутомлению и нарушению нормального развития ребенка, что может вызвать заикание.
  5. Психологические травмы. Пережитый страх или сильное нервное потрясение также могут стать причиной развития нарушения речи у ребенка любого возраста.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Анализы и лечение. Помощь людям
Adblock
detector