Дизартрия у детей – что это такое, как лечить?

Виды и степени

Поскольку при дизартрии нарушена работа тех или иных нервных окончаний, координирующих деятельность речевых мышц с головным мозгом, то в зависимости от расположения очага иннервации выделяют несколько видов патологии:

  • бульбарная форма – возникает при разрушении ядер черепно-мозговых нервов, нарушается структура нервов языкоглоточного нерва, подъязычного, блуждающего нерва, а иногда и тройничного;
  • ложная бульбарная форма (псевдобульбарная) – ядра нервов целые, но поражены проводящие пути между корковым слоем и ядерным;
  • подкорковая форма – ее также называют экстрапирамидной, при такой патологии речь нарушается из-за поражения подкорковых ядер;
  • мозжечковая форма – название говорит само за себя: поражение сосредоточено в мозжечке;
  • корковая форма – нарушение речи происходит на фоне нескольких очагов поражения коры мозга.

В нарушении всегда прослеживается определенный синдром: либо мышцы чрезмерно напряжены, либо патологически расслаблены, поэтому специалисты выделяют спастические, ригидные, гиперкинетические, атактические варианты патологии.

В логопедии существуют степени выраженности такого нарушения речи.

  • Первая степень (она же легкая, она же стертая дизартрия). Внешне практически не проявляется, и обратить внимание на неполадки в речевой артикуляционной моторике у детей может только специалист и только во время специального обследования.
  • Вторая степень. Речь вполне понятна, и у детей не возникает серьезных проблем с коммуникациями, но окружающие замечают некоторые отклонения, нарушения звукопроизношения.
  • Третья степень. Что именно говорит ребенок, могут понять только его близкие и родные, которые проводят с ним много времени и знают, что именно чадо имеет в виду. Иногда часть речи бывает доступной для понимания и людям совершенно чужим.
  • Четвертая степень (она же тяжелая). Отсутствие речи вообще или полная ее неразборчивость, при которой даже близкие затрудняются пояснить, что сказал ребенок и что он имел в виду.

Дизартрия у взрослых и восстановительное обучение

Дизартрия у взрослых возникает в остром периоде инсульта, после черепно-мозговой травмы, при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы. Реабилитацию пациентов с инсультами в Юсуповской больнице в максимально ранние сроки. Если позволяет состояние, то ведение пациента с первых часов заболевания проходит под девизом «ни минуты покоя».

Псевдобульбарная дизартрия обусловлена центральным спастическим параличом или парезом речевых мышц, которые иннервируются кортико-нуклеарными путями. Основным его проявлением является гипертонус мышц. Псевдобульбарные параличи возникают вследствие двустороннего поражения кортико-нуклеарных путей. Исключение составляют мышцы нижней части лица и языка. Их иннервация преимущественно односторонняя.

Наиболее ярко спастический паралич речевых органов проявляется в движениях языка. Изменяется его трофика – язык становится толстым, отёчным, оттянутым назад. Его спинка выгнута. Это препятствует нормальному дыханию. Амплитуда движений значительно уменьшена.

Боковые движения языка также характеризуются малой амплитудой, при этом двигается не кончик, а вся масса языка. Глоточный рефлекс повышен. Небная занавеска не успевает закрыть проход в нос, и возникает открытая гнусавость. Меняются свойства резонаторов, усугубляя носовой оттенок голоса. Спастически напряженные голосовые складки делают голос хриплым и напряженным.

При псевдобульбарном параличе тембр речи становится гнусавым, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, ш, л, ж, ц, ч). Смычные согласные и вибрант р заменяются щелевыми согласными, а щелевые превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твёрдых согласных нарушается больше мягких.

При центральном параличе блуждающего, языкоглоточного и подъязычного нервов меняются резонаторные свойства ротовой полости и глотки. Голосовые складки напряжены и образуют дополнительные шумы трения. Голос становится слабым, сиплым и хриплым. За счёт чрезмерного напряжения глоточных констрикторов, мягкого нёба и нёбных дужек возникает носовой оттенок голоса.

Коррекционная работа при псевдобульбарной дизартрии включает в себя следующие элементы:

  • Массаж мимической мускулатуры лица;
  • Массаж органов артикуляции;
  • Артикуляционную гимнастику;
  • Нормализацию речевого дыхания и голоса;
  • Исправление произношения звуков;
  • Работу над выразительностью речи.

Классификация дизартрии

В зависимости от того, какой участок мозга поражен, различаются и симптомы дизартрии. По комплексу симптомов и локализации пораженного участка различают несколько видов заболевания:

  1. Бульбарная дизартрия. Характерным признаком является отсутствие мимики. Часто заболевание сопровождается затруднением глотания, особенно жидкой пищи. Артикуляция невнятная, звуки трудно различимы. Поражены лицевой, тройничный, подъязычный, языкоглоточный и блуждающий нервы.
  2. Псевдобульбарная дизартрия у детей характеризуется монотонностью речи, нередко непроизвольным плачем или смехом. Поражены структуры головного мозга, в первую очередь корково-ядерные проводящие пути. Псевдобульбарная дизартрия является наиболее распространенной.
  3. Корковая дизартрия. Ребенок неправильно произносит слоги, но структура слов сохраняется. Поражены отдельные зоны коры головного мозга.
  4. Мозжечковая дизартрия у детей вызывает частые изменения громкости и тональности голоса, речь растянутая. Поражен мозжечок.
  5. Подкорковая дизартрия. Ребенок говорит в нос, речь неотчетливая и невнятная. Возможна патология в виде самопроизвольных движений в различных группах мышц. Поражены подкорковые структуры, контролирующие формирование речи.
  6. Холодовая дизартрия. Проявляется в виде дефектов речи, связанных с резким изменением температурного режима окружающей среды.
  7. Смешанная форма дизартрии. Часто является следствием травм у детей младшего возраста.

Существует и логопедическая классификация заболевания. Дизартрия у детей различается по степеням:

  • I – Стертая дизартрия. Выявляется в 4 – 5 лет. Стертая форма характеризуется смешением или искажением звуков. Затруднено выговаривание шипящих и свистящих звуков. Может наблюдаться у детей с нормальным психофизическим развитием. Диагностируется только специалистом. Стертая дизартрия легче других поддается лечению.
  • II – Речь ребенка понятна, но имеет выраженные дефекты.
  • III – Речь ребенка искажена настолько, что понятна только близким.
  • IV – Речь не формируется или непонятна.
Сниженная мимика лица
Отсутствие мимики у ребенка может сопровождаться нарушением глотания, затрудненной речью. Все это считается симптомами дизартрии

Лечение дизартрии в домашних условиях

Лечение назначают совместно невролог и логопед. Первый может рекомендовать медикаменты и физпроцедуры для восстановления функций нервной системы. Восстановить их полностью возможно только в случае легкой дизартрии, при органических поражениях мозга доступна лишь частичная коррекция нарушения.

Посещать логопеда придется часто и регулярно. Он даст рекомендации родителям для занятий с ребенком в домашних условиях, а также будет проводить занятия с малышом самостоятельно.

Ребенку обязательно должен проводиться точечный массаж, ЛФК, не исключено назначение лечебных ванн, иглоукалывания. Хорошие результаты в качестве базового фона для коррекции показывают такие альтернативные терапевтические методы, как дельфинотерапия, ипотерапия, арттерапия, особенно те ее разделы, которые подразумевают развитие мелкой моторики – занятия с песком, лепка, квилинг.

Пальчиковая гимнастика поможет лечить нарушение речи в большей степени, чем может показаться на первый взгляд – чем лучше ребенок с нормальным психофизическим развитием владеет своими пальчиками, тем лучше развиваются мышцы его речевого аппарата.

Логопед научит родителей проводить логопедический массаж и делать вместе с малышом артикуляционную гимнастику, особое внимание придется уделить развитию речевого дыхания. Будут даны разные комплексы для младшего или среднего возраста по технологии коррекции звукопроизношения.

Процесс лечения очень длительный, кропотливый, требующий от родителей терпения, исполнительности и обязательности. Прогнозы будут зависеть не только от изначальной степени патологии, но и от того, насколько мамы и папы сумеют быть последовательным и трудолюбивыми в коррекции дизартрии. Добиться благоприятных результатов можно только тогда, когда коррекция началась рано. При запущенной дизартрии прогнозы значительно хуже. Многое зависит в прогнозировании и от того, каково основное заболевание.

Исправить речь почти полностью можно только в случае скрытой дизартрии, и то при условии, что родители будут старательными. Такие дети смогут без проблем учиться в общеобразовательной школе. В остальных случаях возможно не полное выздоровление, а лишь улучшение речевых навыков и функций. Для лучшей адаптации в обществе таким детям рекомендовано посещать специализированные детские сады и общеобразовательные учреждения для учеников и воспитанников с нарушениями речи. Также рекомендуется систематическое посещение логопеда, невролога, психоневролога.

Врач-логопед разрабатывает все стороны детской речи: грамматический строй, словарь, фонетический слух. В специализированных детских садах и школах существуют коррекционные речевые группы, в которых малыши развивают разговорные навыки общения. В терапии используют игровые методы коррекции, что позволяет быстро устранить выявленные дефекты.

  • Лечебная физическая культура

Специальная артикуляционная гимнастика направлена на укрепление лицевых мышц у ребенка. Пациенту проводят точечный и логопедический массаж.

Чаще всего детям назначают ноотропы. Лекарственные препараты из данной группы влияют на высшие мозговые функции, улучшают умственную деятельность и память, стимулируют познавательные, интеллектуальные навыки, облегчают процесс обучения. Используемые лекарства: Энцефабол, Гопантеновая кислота, Фенибут, Кортексин.

Исход дизартрии и ее прогноз зависят от степени тяжести и результатов комплексной терапии. Поскольку заболевание вызывает необратимые нарушения, то основная цель лечения – это формирование речи для нормального общения и жизни в социуме.

Для устранения дефектов речевого аппарата используется комплексный подход, но особого внимания заслуживает медикаментозное лечение. Дизартрия очень часто появляется на фоне других патологий нервной системы. Лекарства подбирает психоневролог с учетом всех диагнозов.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Наши специалисты

Андрей Игоревич Волков

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

Дарья Дмитриевна Елисеева

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Татьяна Александровна Косова

Заведующий отделением восстановительной медицины — врач по лечебной физкультуре, врач-невролог, врач-рефлексотерапевт

Елена Геннадьевна Петрова

Врач-физиотерапевт, кандидат медицинских наук

Максим Владимирович Чулков

Инструктор-методист, кинезитерапевт Юсуповской больницы

Сергей Олегович Молчанов

Инструктор-методист по лечебной физкультуре

Ноотропы

  1. Энцефабол

Нормализует сниженные обменные процессы в тканях головного мозга. Активное вещество – пиритинол. Его действие основано на увеличении захвата и утилизации глюкозы, ускорении обмена нуклеиновых кислот, повышении высвобождения ацетилхолина в синапсах. Таблетки и суспензия улучшают холинергическую нейрональную передачу.

  • Назначают для симптоматической терапии хронических нарушений функций головного и синдрома деменции. Энцефабол эффективен при нарушениях мышления и памяти, повышенной утомляемости, уменьшении интеллектуальной работоспособности и аффективных расстройствах.
  • Предназначен для перорального применения, так как выпускается в форме таблеток и суспензии. Лекарство принимают во время или после еды. Дозировка и длительность терапии подбираются для каждого пациента индивидуально.
  • Ноотроп противопоказан для пациентов с непереносимостью пиритинола и других активных компонентов. С особой осторожностью используется при заболеваниях почек, печени, острыми формами аутоиммунных патологий.
  • Побочные реакции возникают редко, так как препарат переносится хорошо. Но в некоторых случаях появляются такие симптомы: тошнота, рвота, холестаз, нарушения стула, головные боли, нарушения сна, изменения со стороны системы крови, аллергические реакции.
  • При приеме повышенных доз появляются симптомы передозировки – выраженные побочные эффекты. Специфического антидота нет, поэтому для лечения применяют симптоматическую терапию и промывание желудка.
  1. Пантокальцин

Влияет на на ГАМК-b-рецепторно-канальный комплекс, содержит гопантеновую кислоту и кальциевую соль. Воздействует на серотониновую, дофаминовую, нейромедиаторные и другие системы. Оказывает противосудорожное, ноотропное действие, ускоряет метаболизм на клеточном уровне, предотвращая развитие гипоксии.

  • Назначают для лечения детей с первых дней жизни. Основные показания к применению: неврозы, ДЦП, задержка или нарушения умственного/психического развития, судороги, олигофрения, перинатальная энцефалопатия, заикание, эпилепсия. Лекарство эффективно при органических поражениях головного мозга и нарушениях когнитивных функций. Помогает справиться с повышенными физическими и психоэмоциональными нагрузками, пониженной работоспособностью, а также при нарушениях концентрации внимания и проблемах с памятью.
  • Дозировка зависит от возраста пациента и тяжести дизартрии. Как правило, детям назначают по 100-250 мг 2-3 раза в сутки, курс лечения от 1 до 4 месяцев. В случае передозировки наблюдается усиление побочных реакций. Для лечения применяют симптоматическую терапию.
  • Основные побочные действия: аллергические реакции, развитие сонливости, головные боли. Пантокальцин запрещен к применению при непереносимости активных компонентов и тяжелых нарушениях функции почек.
  1. Пикамилон

Ноотропное и сосудистое средство для улучшения умственной деятельности и памяти. Его действующие вещества: никотиновая кислота и молекулы ГАМК.

  • Таблетки назначают при нарушениях мозгового кровообращения, повышенной раздражительности, вегетососудистой дистонии, повышенных умственных и физических нагрузках. Разовая дозировка 20-50 мг 2-3 раза в день, курс терапии 1-2 месяца.
  • Не используется для лечения пациентов с острыми и хроническими заболеваниями почек, а также при гиперчувствительности к действующим веществам. Побочные реакции возникают редко, но, как правило, это повышенное возбуждение, раздражительность, аллергические реакции и головные боли. Для их устранения необходимо уменьшить дозировку и обратиться к лечащему врачу.

Отчего возникает дизартрия?

Иннервация речедвигательных нервов обычно происходит по причине более серьезных «сбоев» в работе центральной нервной системы. В 70-80% случаев это нарушение речи сопровождает такую патологию, как детский церебральный паралич. У ДЦП и нарушения способности произносить четко звуки речи есть общие причины, общие истоки и предпосылки. Работа центральной нервной системы нарушается еще внутриутробно, либо в родах, либо в первые часы-дни после рождения. Поражения головного мозга обычно органические, связанные с родовыми травмами, гипоксией плода.

Специалисты усматривают тесную связь между характером протекания беременности у мамы и возможным развитием дизартрии у ребенка. Так, у женщин, страдавших в период ожидания малыша сильным токсикозом, у тех, у кого обнаружилась гипоксия плода, резус-конфликт мамы и ребенка, вероятность речевых нарушений у чада выше. Органические поражения мозга может вызвать и острая гипоксия во время родов, и развитие тяжелой степени ядерной желтухи после рождения, и рождение ребенка раньше срока – у недоношенных в зависимости от срока, на котором они появились, поражения ЦНС – явление распространенное.

Все сказанное выше не означает, что патология не способна развиться у мальчиков и девочек, родившихся здоровыми и не отягощенных диагнозами типа ДЦП. И в возрасте 2 лет, и в 4 года, и в 5 лет и в любом другом возрасте у детей может произойти иннервация речевого аппарата в качестве осложнения после перенесенного тяжелого энцефалита, менингита, гнойного отита среднего уха.

Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.

У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:

  • болезни матери;
  • токсикоз при беременности;
  • родовые травмы;
  • кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
  • несовпадение резус-факторов;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
  • асфиксия младенца;
  • преждевременные роды.
Токсикоз при беременности
Такой распространенный симптом, как токсикоз при беременности, тоже может стать причиной

Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:

  • тяжелые инфекции;
  • гидроцефалия;
  • черепно-мозговая травма;
  • сильное отравление.

Ошибки родителей в развитии речевых навыков ребенка

«У некоторых детей речевые навыки развиваются медленно, а некоторые в этом возрасте настоящие болтуны», – говорите вы себе – и не спешите к врачу. Вам кажется, что не о чем беспокоиться … Этот сценарий очень распространен среди родителей детей, которые не спешат говорить.

Если родители наблюдают «медлительность» во время раннего развития и в других областях – эмоциональной, двигательной, когнитивной – не стоит стесняться, нужно обращаться за советом к врачу-невропатологу и логопеду. Некоторые родители обнадеживают себя тем, что «он перерастет» или «он просто больше любит двигаться физически». А время уходит…

Поэтому, если в развитии речи нет никаких сдвигов, нужно вовремя проконсультироваться у специалиста.

Для родителей очень важно обсудить раннее развитие речи, а также другие проблемы развития ребенка с врачом. На глаз, без мнения специалиста, может быть трудно определить, является ли ребенок просто незрелым в свои годы или у него замедлена способность к общению, есть ли проблема, которая требует профессионального внимания врача.

Эти нормы развития речи могут дать ключ родителям к пониманию

Многие обстоятельства могут привести к задержкам в развитии речи ребенка. Речь может задерживаться даже у нормально развивающегося ребенка. Задержка речи иногда может быть вызвана нарушениями речевого аппарата, как и проблемы с языком или небом. Движения языка для воспроизведения связной речи может ограничить слишком короткая уздечка (складка под языком).

Многие дети испытывают задержку речи из-за несовершенства их орально-двигательной системы, то есть у ребенка существуют неэффективные коммуникации в областях мозга, ответственных за воспроизводство речи. В таких обстоятельствах ребенок сталкивается с трудностями использования речи и координации губ, языка и челюсти для производства звуков.

  • Задержка речи может быть частью речевой проблемы, а не указывать на более глобальные задержки в развитии.
  • Проблемы со слухом также обычно связаны с задержкой речи, поэтому слух ребенка должен проверить отоларинголог. Ребенок, у которого есть проблемы со слухом, может испытывать проблемы с артикуляцией, а также пониманием, подражанием и речью.
  • Ушные инфекции, особенно хронические инфекции, тоже могут повлиять на слух и речь. Правда, родителям не стоит бояться во всех случаях: простые ушные инфекции, которые были вовремя пролечены, не влияют на речь ребенка.

Если вы или врач подозреваете, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, решающее значение имеет своевременная диагностика. Она поможет облегчить родительские страхи.

При проведении диагностики врач-логопед оценит языковые навыки ребенка в контексте общего развития. Кроме наблюдения за ребенком, логопед проведет стандартизированные тесты и выяснит, нет ли задержки в развитии речи ребенка, а также порекомендует специальные упражнения. Логопед оценит также:

  • Насколько ребенок восприимчив к языку (что он понимает из потока речи)
  • Что ваш ребенок может сказать (так называемый выразительный язык)
  • Может ли ваш ребенок общаться другими способами, например, с помощью жестов, мимики и т.д.
  • Насколько у ребенка четко слышится звук и насколько разборчива его речь.
  • Насколько хороша артикуляция ребенка и правильно ли расположены его речевые органы (рот ребенка, язык, небо и т.д.). Врач оценит также то, насколько развиты у ребенка рефлексы глотания

Если логопед считает, что ваш ребенок нуждается в речевой терапии, ваше участие в этом процессе будет очень важным. Вы можете наблюдать, как работает врач, и научиться принимать участие в этом процессе. Логопед покажет вам, как вы будете работать с вашим ребенком дома, чтобы улучшить его речь и языковые навыки.

При визите к логопеду вам может оказаться, что ваши ожидания по поводу речи ребенка слишком высоки. Но учебные материалы, которые определяют этапы развития речи ребенка, могут помочь вам взглянуть на него более реалистично.

Как и многие другие навыки, развитие речи ребенка представляет собой смесь его природных способностей и воспитания. Многое зависит от природных способностей ребенка. Тем не менее, много зависит и от речи, которую ребенок слышит от окружающих. Повторяя звучание слов, которые ребенок слышит от окружающих, он имитирует эти звуки и таким образом быстрее учится говорить.

Если у ребенка есть проблемы с развитием речи, раннее вмешательство врачей может обеспечить ребенку помощь по его потребностям. Благодаря специалистам родители могут узнать новые способы стимулирования развития речи ребенка.

Вот несколько советов, чтобы использовать навыки развития речи ребенка дома.

Основой ортофонического метода постановки голоса при дизартрии является создание функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием. Логопеды составляют индивидуальный курс занятий, который состоит из шести этапов:

  • Рациональной психотерапии;
  • Коррекции физиологического и фонационного дыхания;
  • Тренировки кинестезии и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями;
  • Автоматизации правильной фонации вокальными упражнениями;
  • Коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции;
  • Полной автоматизации новых навыков.

После предварительной психотерапевтической подготовки логопед направляет усилия на то, чтобы максимально увеличить подвижность сохранных зон голосового и речевого аппарата, развивать двигательную функцию голосовых складок. На первой части занятия проводится артикуляционная гимнастика, активизация мышц мягкого неба и задней стенки глотки, дыхательная гимнастика.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её напряжения и расслабления. Пациенту предлагают до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «а», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «а» к звуку «п», задерживая воздух во рту под давлением.

Внимание пациента привлекается к ощущению состояния нёбной занавески. Логопеды используют упражнение по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счет с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонаций голоса у детей проводят различные игры, инсценировки, читают сказки по ролям.

Популярной методикой лечения дизартрии является дыхательная гимнастика Александры Стрельниковой. Она позволяет отрегулировать речевое дыхание и установить плавность речи. Суть гимнастики – это резкий вдох носом, на котором будет акцентировано внимание ребёнка. Вдохи следует проводить естественно и произвольно.

Выполняемые упражнения включают в процесс зарядки все части тела, вызывают общую физиологическую реакцию организма в целом и увеличивая потребность в кислороде. В зависимости от степени и формы дизартрии, логопед индивидуально подбирает дыхательные упражнения.

Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.

Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.

Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга. Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока.

Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит. Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие.

Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.

Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):

  1. Бульбарная.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Экстрапирамидная (подкорковая).
  4. Мозжечковая.
  5. Корковая.

Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей. Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер.

При ДЦП различают следующие разновидности болезни:

  • спастико-ригидная;
  • спастико-паретическая;
  • гиперкинетическая;
  • атактическая;
  • атактико-гиперкинетическая.

В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.

Степень дизартрических нарушений Описание
1 (стертая дизартрия) Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.

Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих.

2 Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна.
3 Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи.
4 Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников.

Прогноз и профилактические мероприятия

По согласованию с врачом – логопедом и детским неврологом многие лечебные мероприятия можно проводить дома. Дома можно выполнять простую гимнастику для мимических мышц. Вот примерный список упражнений:

  • надувать и втягивать щеки;
  • надувать то одну, то другую щеку;
  • имитировать сосание;
  • открывать и закрывать рот, щелкая зубами;
  • зажать зубами кусок марли или бинта и удерживать их, когда взрослый осторожно старается вытянуть ткань;
  • облизывать губы;
  • сосать леденец или кусочек сахара.

Хорошо помогают тренировать речь скороговорки. Особенно полезны те, которые содержат плохо выговариваемые ребенком звуки.

Диагностические мероприятия начинаются с обследования у невролога и логопеда. Дальнейшее ведение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осуществляется этими же специалистами. Больного сначала направляют к неврологу. Он проводит осмотр, осуществляет сбор анамнестических данных, проводит дополнительное обследование.

Дополнительные способы диагностики:

  • Электроэнцефалография.
  • Электронейромиография.
  • Магнитно-резонансная томография и другие методики.

После полного неврологического исследования специалист ставит диагноз и направляет на осмотр к логопеду. Логопед проводит специальное обследование, которое включает оценку работы органов артикуляции, мимики, дыхания во время разговора. Он изучает анамнестические данные пациента, особенно этап развития речевой функции (характер воспроизведения звуков, темп и ясность речи). Если больной умеет писать, логопед оценивает характер письма. По результатам исследования специалист пишет логопедическое заключение.

У детей лечение дизартрии осуществляется как неврологом, так и логопедом. После проведенного обследования невролог назначает лекарственную терапию. Больному показаны препараты, снимающие спазм мускулатуры, а также лекарства, улучшающие иннервацию мышц.

Физиотерапия при дизартрических проявлениях:

  • Точечные, сегментарно-рефлекторные массажные процедуры.
  • Акупрессура, лечебная физкультура.
  • Механотерапия.
  • Иглорефлексотерапия.
  • Гирудотерапия.

Помимо этих методов, ребенку рекомендуют дельфинотерапию, сенсотерапию, изотерапию, лечение песком и другие. Они проводятся вместе с логопедическими занятиями, позволяют успокоить ребенка, создать благоприятную атмосферу. Работа с пациентом проходит в детских садах (ДОУ), в условиях школы, кабинете логопеда. Лечиться можно и в домашних условиях. Дома с малышом должны заниматься родители.

Логопедические занятия с дошкольниками направлены на улучшение мелкой моторики. Для этого активно применяют пальчиковую гимнастику. На занятиях также развивают работу артикуляционных органов, что достигается регулярным использованием логопедического массажа и тренировкой речи и мимики.

Активно осуществляют тренировку речевого дыхания путем проведения дыхательной гимнастики. Важно скорректировать тембр и силу голоса. Для этого делают специальные ортофонические упражнения.

Занятия направлены на улучшение звукопроизношения. Так как многие дети говорят без выражения, логопед учит ребенка использовать интонацию. Специалист старается довести воспроизведение звуков до автоматизма. Это делает речь более внятной и чистой. У больного развивают правильное чтение и письмо.

Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.

Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.

Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).

При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.

После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.

Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией

Малыши, страдающие дизартрией, ведут себя не совсем так, как здоровые дети. Наблюдаются сложности с развитием мелкой моторики рук, поэтому дети не любят завязывать шнурки, им трудно застегнуть одежду на пуговицы.

Неразвитость моторики сказывается и на процессе обучения. Больные детки плохо держат карандаш, им трудно писать с равномерным нажимом, у большинства формируется неправильный, неразборчивый почерк. Они не любят пользоваться ножницами, так как это тоже вызывает у них затруднения.

Однако не следует самому ставить диагноз ребенку. Многие речевые отклонения объясняются менее опасными причинами. У 6-7 летнего ребенка может быть обнаружена дислалия. Это нарушение речи не связано с органическими повреждениями. При обнаружении дефектов речи необходимо просто сразу же обратиться к врачу.

Заболевание сопровождается нарушением музыкального слуха. Из-за этого детям трудно танцевать. Им сложно выполнять и физические упражнения.

Каждый тип дизартрии – бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная (подкорковая) – приводит к разным формам нарушения мышечного механизма речи и негативно отражается на артикуляции согласных звуков, делая речь нечленораздельной.

Независимо от патогенеза речевых нейромоторных нарушений характеристика форм дизартрии учитывает антропофонические особенности речи, то есть интеграцию и координацию основных физиологических подсистем звуковоспроизведения. Это сопряженность движений мускулатуры частей артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, челюстей), то есть артикуляционная моторика или артикуляционные уклады воспроизведения звуков;

Обязательно оценивается просодия (темп, ритмичность, интонация и громкость речи), а также резонирование – прохождение воздушной струи через резонирующие полости (ротовую, носовую и глоточную). Для большинства клинических форм дизартрии характерна назальность и гиперназальность речи (гнусавость), которые связаны с нарушением опускания/подъема нёбной занавески – небно-глоточной фиброзно-мышечной пластины (velum palatinum) и перенаправлением части потока воздуха через полость носа.

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

  • спастическая форма дизартрии,
  • спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),
  • спастико-ригидная форма дизартрии,
  • атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),
  • смешанная форма дизартрии,
  • стертая форма дизартрии.

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают спастическую, вялую, атактическую, гиперкинетическую и гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается

повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией.

Развитие речи ребенка с 12 до 15 месяцев

Когда ребенок достигает этого возраста, нужно внимательно следить за тем, как он пытается говорить. Отдельные слоги и лепет ребенка проявляются на ранних стадиях развития речи. Когда дети становятся старше (в возрасте около 9 месяцев), они начинают издавать отдельные звуки, слоги, используют различные оттенки речи, говорят такие слова, как «мама» и «папа» (на самом деле не понимая, что означают эти слова).

Родители должны быть внимательны к речи ребенка до 12 месяцев. Дети в этом возрасте начинают уже распознавать названия предметов. Дети, которые внимательно смотрят на взрослых во время их разговора, но не реагируют на звук, могут быть глухими.

С ребенком нужно постоянно разговаривать, рассказывать ему о том, что вы видите во время прогулки или какой-нибудь работы по дому. Нужно поощрять любую попытку ребенка говорить, произносить слоги. Тогда он будет заинтересован в этой занятной игре.

[3], [4]

У детей этого возраста должен быть уже широкий спектр согласных звуков (например, P, B, M, Д или П), они начинают подражать взрослым и повторять звуки и слова за членами семьи. В этом возрасте четко и внятно, но спонтанно дети произносят одно или несколько слов (в том числе «мама» и «папа»).

[5], [6], [7]

Хотя развитие речи у разных детей проходит по-разному, большинство малышей в 18 месяцев говорят от 20 до 50 слов. В возрасте 2-х лет дети начинают объединять два слова, чтобы сложить простые предложения, такие как «ляля дай» или «мама на». Дети в 2 года должны также быть в состоянии выделить знакомые предметы и назвать их, найти знакомых на фото, где много знакомых и незнакомых ему людей, назвать и показать части тела на себе.

[8], [9], [10]

Разница между речью и языком

Понятия «речь» и «язык» часто путают, но между ними есть существенное различие.

Речь — это словесное выражение языка, она включает в себя артикуляцию- способ образования звуков и слов.

Язык — гораздо более широкое понятие, чем речь, и относится ко всей системе выражения и получения информации таким образом, чтобы она несла смысл. Это понимание посредством общения называется вербальным, а невербальной речью называется письмо и жесты.

Следует знать, что проблемы с речью и языком существенно отличаются, к тому же, часто пересекаются. Ребенок, у которого есть проблемы с языком, может хорошо произносить слова, но не в состоянии связать вместе больше двух слов. Другой проблемой речи ребенка может быть невозможность понять произнесенные им слова и фразы, он не может выразить свои мысли. И еще ребенок может говорить хорошо, но испытывать трудности в следующих направлениях.

Ребенок, который не реагирует на звук или не может его воспроизвести, должен вызывать особую озабоченность взрослых. Ребенок в возрасте между 12 и 24 месяцами является причиной для беспокойства, если он:

  • Общается только с помощью жестов, таких как указывание на предмет или махание ручкой типа «бай-бай»
  • Предпочитает жесты голосовому общению в возрасте 18 месяцев
  • Не может имитировать звуки до 18 месяцев
  • Испытывает трудности в понимании простых словесных команд
  • может только подражать речи или действиям взрослых и не составляет самостоятельно слова или фразы
  • говорит только определенные звуки или слова и не может использовать устную речь, чтобы общаться больше, чем нужно для его насущных потребностей
  • Не может следовать простым командам взрослых
  • У ребенка необычный тон речи (например, скрипучий голос или носовой звук)

Родители и воспитатели должны понимать, что ребенок в 2 года уже знает около половины всех слов и в 3 года — примерно три четверти всего словарного запаса. К 4-м годам речь ребенка должны понимать даже те, кто не знает малыша.

Симптомы и проявления

Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.

Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции. Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт.

Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков. Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами;

Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом. У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих. Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).

Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации. У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков.

При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.

Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении. Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой.

Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок. Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.

Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц. У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание. Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.

Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения. Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно. Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.

Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Синдром дизартрии у детей

Дизартрия представляет собой не только дефекты в произношении – она выражается и в неречевых отклонениях. В грудничковом возрасте присутствуют следующие признаки:

  • малышу трудно сосать;
  • он часто срыгивает;
  • малыш поперхивается при кормлении;
  • сосание вялое.

У ребенка формируется нечленораздельная, малопонятная речь. Заболевание сопровождается поздним развитием: малыш не лепечет, первое слово начинает говорить между 2 и 3 годами. Определяется дизартрия по одному или нескольким признакам:

  1. Мышцы лица (особенно языка, губ, шеи) постоянно напряжены. Губы сомкнуты. Такое явление называется спазмом артикуляционных мышц.
  2. Мышцы лица вялые, рот полуоткрыт, язык малоподвижен. Ребенок разговаривает «в нос». Такое явление называется гипотонией артикуляционной мускулатуры.
  3. Повышенное напряжение мышц лица сменяется излишней расслабленностью. Это дистония артикуляционной мускулатуры.
  4. Произношение звуков нарушено. В зависимости от тяжести поражения ЦНС возможны различные степени дефектов звукопроизношения. Так называемая стертая дизартрия выражается в нечетком произношении или искажении некоторых звуков, речь кажется смазанной. Замена или пропуск звуков сигнализирует о более тяжелой форме заболевания, речь при этом бывает невыразительной, медленной и непонятной. Твердые звуки смягчаются, шипящие ребенок произносит сквозь зубы, присвистывая. Часто наблюдается боковое произношение. В тяжелых случаях при наступлении полного паралича наблюдается немота.
  5. Нарушения дыхания во время речи. Процесс говорения сопровождается укорочением вдохов, учащением дыхания, прерывистостью. Голос у ребенка тихий, монотонный и слабый, часто звуки произносятся в нос.
Ребенок с дизартрией
Если речь требует от ребенка сильного мышечного напряжения, присутствуют спазмы и затрудненное дыхание – это вполне может быть симптомом дизартрии

Характерной особенностью дизартрии является устойчивость дефектов, их очень трудно преодолеть. Вторичным проявлением дизартрии является нарушение слуховой дифференциации звуков. Трудность произношения приводит к недостаточному речевому общению, которое влечет за собой скудость словарного запаса и несформированность грамматического строя речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Анализы и лечение. Помощь людям
Adblock
detector