ОНР: что такое общие нарушения речи, как выявить и корректировать

Что можно сделать еще

Если в вашей жизни есть ребенок с диагнозом ОНР, особенно в тяжелой его форме, — не отчаивайтесь. Это тот случай, когда «терпение и труд все перетрут».

Да, надо много времени, много сил физических и душевных, но результат обязательно будет. Это заболевание поддается лечению, пусть даже ценой не одной тысячи маленьких шажков.

Ваше внутреннее состояние спокойствия, твердой уверенности в благоприятном исходе и неиссякаемое душевное тепло — это то, чем вы можете поделиться с маленьким человеком, и что придаст ему силы справиться со своим недугом.

1 уровень онр

Для первого уровня характерны:

  • активный словарь состоит из лепетных слов и звукоподражаний;
  • из них строятся фразы («ись ди» — киса сидит);
  • выговаривание невнятное и искаженное;
  • звуки трудноразличимы, составление слов из них затруднено или невозможно;
  • смысл фраз малопонятен;
  • многозначность, когда одним словом обозначаются несколько («па» — спать, подушка, кровать);
  • активная жестикуляция и мимика.

2 уровень онр

Второй уровень характеризуется следующими проявлениями:

  • построение простейших предложений из 2-х, 3-х, 4-х слов;
  • произнесение звуков нечеткое, замена одних другими, неумение их объединять в целое слово;
  • ошибки в грамматике — неправильные окончания, неуместные предлоги, несогласованность частей фразы между собой («дай оська» — дай ложку);
  • малопонятные по звучанию слова («итоти» — цветочки, «атика» — картинка);
  • увеличение активного и пассивного словаря;
  • улучшение произношения.

3 уровень онр

Характеристики третьего уровня:

  • активное построение фраз и несложных предложений;
  • лексикон заметно расширен, использование глаголов и существительных преобладает над другими частями речи, неточное по смыслу обозначение предметов («стул» — табуретка, кресло, скамейка, стул);
  • первые навыки в словообразовании (мяч — мячик), однако, построение прилагательных от существительных затруднено (яблоко — яблочный) также, как и употребление приставочных глаголов (сел — присел);
  • звукопроизношение с меньшим количеством дефектов;
  • грамматика все еще «хромает» — неверное применение окончаний, несвязность слов (два ложки, белый цветы);
  • замена и перестановка отдельных звуков («конвета» — конфета, «кобалса» — колбаса).

4 уровень онр

Описание речи, характерной для этого уровня ОНР:

  • обширный словарь;
  • сложности с воспроизведением труднопроизносимых слов;
  • распознавание звуков недостаточно отчетливое;
  • негрубые ошибки в словообразовании в виде перестановки и замены слогов;
  • наличие лексических ошибок, когда используются близкие по значению слова («девочка чистит посуду» — девочка моет посуду), путаница в признаках («большой забор» — высокий забор);
  • грамматически неправильное употребление падежных окончаний («рисую желтым краском», «услышали лай собаков»);
  • трудности в изложении мыслей — повторение уже сказанного, излишнее внимание к деталям, основная мысль уходит на второй план.

Лечение ОНР предусматривает не только определение уровня, к которому по своему речевому развитию относится ребенок, но и выявление причин появления заболевания.

Возможные осложнения

Для ОНР, как и для других речевых нарушений характерно наличие осложнений. В первую очередь это дисграфия, аграфия, алексия. По мере устранения ОНР (ее коррекции), необходимо проводить работу по устранению ее осложнений. Более большие риски есть у детей с первой и второй степенью ОНР, реже для 3 и 4 типа.

Диагностика

Диагноз онр может быть поставлен только проведением комплексного исследования. Диагностика проводится на первичной консультации с логопедом. Специалист устанавливает контакт с ребенком, родители должны иметь медицинские заключения невролога, педиатра, результаты проведенных исследований. Получив все имеющиеся сведения, специалист проводит изучение и определение речевого статуса своего пациента.

Логопедическое исследование проводится в два этапа – ориентировочный и языковое обследование. Ориентировочный проводится при помощи беседы с родителями. Так выясняются все особенности течения заболевания, какие причины этому сопутствовали, как развивался речевой аппарат. Также оценивается сам пациент – его способность идти на контакт, артикуляционная моторика.

При обследовании языка и его компонентов определяется сформированность речи, ее связанность, грамматика, запас слов. В случае наличия ОНР первой степени, имеется грубая недоразвитость всей компонентов языковой системы, что объясняется отсутствием у ребенка общеупотребительный речи. После этого специалист может составить свое заключение и установить клиническую форму патологии речевого аппарата.

Важно отличать недостаточную сформированность речи с иными формами, такими как безречье, аутизм, умственные отклонения, слуховые нарушения и прочее.

Диагностика задержки речевого развития

Задержку развития речи выявляют детский невролог и логопед-дефектолог [2][3][11][15].

Невролог уточняет у родителей, как протекали беременность и роды, в каком возрасте ребёнок начал говорить, строит ли он предложения, понимает ли простые и сложные фразы. При подозрении на умственную отсталость или аутизм невролог направляет ребёнка к психиатру. При снижении слуха к сурдологу. Специалист определяет уровень нарушения и при необходимости подбирает слуховой аппарат.

Невролог может назначить следующие обследования:

  • электроэнцефалография (ЭЭГ) чтобы исследовать деятельность головного мозга;
  • ультразвуковая доплерография (УЗДГ) проверить состояние сосудов головного мозга;
УЗДГ
  • компьютерная томография (КТ) или магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга — для выявления аномалий развития, повреждения коры или проводящих путей, гидроцефалию.
МРТ, гидроцефалия

Все эти исследования необходимы, чтобы выявить причину нарушения. Для постановки диагноза «задержка речевого развития» достаточно установить отставание от возрастных норм развития речи [1][2][7]:

  • В год — ребёнок произносит до 10 простых слов: мама, папа, дай, на, ням-ням, бибика или другие подобные слова.
  • В два — речь усложняется, словарный запас расширяется до 50 слов и более. Дети соединяют слова между собой во фразы и задают вопросы, например: «Что это?«.
  • В три появляются предложения и много новых слов, ребёнка начинают понимать посторонние люди. Дети знают и называют свой пол, возраст, имена родителей.
  • В четыре  ребёнок учится соединять предложения между собой по смыслу в маленький простой рассказ. Появляются вопросы: «Зачем?« и «Почему?«.
  • В пять лет — описывает произошедшие события и выговаривает все звуки, кроме «Р».

Если ребёнок отстаёт от возрастной нормы более чем на полгода, то следует обратиться к врачу. Задержку речевого развития важно своевременно отличить от аутизма. При аутизме проблемы с речью осложнены специфическими симптомами: дети погружены в свой внутренний мир, не обращают внимание на сверстников, не смотрят в глаза. Они часто совершают стереотипные действия, механически повторяют слова, боятся перемен и всего нового. Такие дети любят выстраивать игрушки рядами, многократно смотреть один и тот же мультфильм, могут обладать феноменальной зрительной памятью. Они не откликаются на имя, не выполняют просьбы. Очень избирательны в пище: употребляют несколько продуктов, от других отказываются. Могут быть агрессивны, истеричны, гиперактивны.

Признаки аутизма

При подозрении на аутизм лечение начинают немедленно, не дожидаясь 3-5 лет. В раннем детстве мозг пластичен и при своевременной реабилитации аутизм может сгладиться, а ребёнок в развитии догнать сверстников.

Классификация

По клинической картине проявления ОНР разделяется на три группы:

  • Неосложненная форма. Такие дети имеют минимальную мозговую дисфункцию, недостаточную регуляцию тонуса мышц, несформированности волевой и эмоциональной сферы.
  • Осложненная форма. Встречается у пациентов с рядом неврологических или психопатических заболеваний, судорожными, церебрастеническим и другими.
  • Грубое недоразвитие. Дети имеют поражения речевых отделов головного мозга, то есть при наличии алалии, дизартрии.

ОНР также имеет свои степени тяжести. Всего их четыре:

  • первая степень – безречевые, с отсутствием общеупотребительной речи;
  • вторая степень – имеются базовые элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, аграмматизм;
  • третья – наличие фразовой речи, с недоразвитостью звуковой и смысловой составляющих;
  • четвертая степень – некоторые проблемы в фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонах речи.

В зависимости от степени сложности определяется длительность коррекционной работы ОНР логопедом.

Классификация и стадии развития задержки речевого развития

Педагоги и неврологи используют разные классификации. Неврологи выделяют:

1. Нарушения, вызванные органическим повреждением головного мозга:

  • алалия — развивается при повреждении зон коры головного мозга до того, как сформировалась речь. Выделяют моторную алалию, при которой ребёнок не говорит, но понимает речь и сенсомоторнуюне воспринимает речь и не говорит;
  • афазия — ранее ребёнок разговаривал, но перестал из-за поражения корковых зон речи, например после менингита или сотрясения головного мозга.
  • дизартрия — произнесение звуков нарушено из-за повреждения нервной системы и связанной с ней речевой мускулатуры;

2. Функциональные нарушения речи, например заикание.

3. Дефекты строения артикуляционного аппарата — заячья губа, расщелина верхнего нёба.



Заячья губа

4. Задержка развития речи у недоношенных детей, ослабленных длительной болезнью или недостатком общения.

Педагоги применяют другую классификацию. Она помогает объединить детей в группы со схожим уровнем речевого развития [5][15]:

  • первый уровень общего недоразвития речи (ОНР) — это «безречевые дети», которые не говорят совсем либо произносят отдельные простые слова.
  • второй уровень ОНР — в разговоре используют простые фразы.
  • третий уровень ОНР — строят предложения, общаются, но в речи много ошибок (путают окончания, рода, числа, падежи, предлоги).

Занятия с логопедом-дефектологом развивают речь от первого уровня ОНР ко второму и третьему. При этом дикция может длительно оставаться нарушенной.

Коррекция фонематических нарушений у детей с онр

Фонетические нарушения приводят к непониманию ребенком звуков, близких по своему звучанию. Словарный запас ребенка испытывает трудности с увеличением, формируется неправильный грамматическая структура словообразования и общей речи. Также могут неправильно восприниматься падежи, рода, окончания.

Лечение задержки речевого развития

Занятия с логопедом. Логопед проводит с ребёнком специальные уроки по запуску и развитию речи, помогает правильно строить предложения. Такие методики включают артикуляционную гимнастику, упражнения на постановку звуков, игровые техники, например пальчиковый кукольный театр. Если ребёнок понимают фразы, его интеллект сохранен, а речь запаздывает на полгода-год, то логопедических занятий бывает достаточно [1][8].

Занятия с логопедом

Занятия с логопедом-дефектологом отличаются от обычных логопедических занятий. Например, логопед-дефектолог умеет работать с детьми, которые плохо понимают речь, с грубыми задержками развития. На занятиях ребёнок изучает основные понятия (большое/маленькое, цвет, форма, размер), делает упражнения для улучшения мелкой моторики, заучивает названия предметов для формирования пассивного словарного запаса. После освоения базовых знаний логопед-дефектолог приступает к развитию экспрессивной речи [7][12][15].

Комплексная медико-педагогическая реабилитация при задержке психоречевого развития. Если ребёнок плохо понимает речь, возбудим, у него не выработаны социально-бытовые навыки, то может потребоваться комплексная реабилитация. В таких случаях речь существенно отстаёт от возрастной нормы, грубо нарушена дикция, выражены другие неврологические симптомы [2]. Чтобы развить речь неврологи назначают ноотропные препараты: кортексин, когитум, цераксон. По заявлению производителей, препараты активизируют нейроны, улучшают передачу нервных импульсов и устраняют последствия гипоксии — нехватки кислорода. (Эффективность этих препаратов при задержке речевого развития не доказана в исследованиях, а в новых российских клинических рекомендациях по лечению аутизма группа экспертов уже описала ноотропы, как неэффективный метод лечения расстройства — прим. ред. «ПроБолезни»). Нормализовать работу нервной системы помогут и витамины группы В. Однако важно помнить, что назначает препараты только детский невролог с учётом особенностей ребёнка, так как лекарства способны вызывать перевозбуждение и аллергические реакции [2][16].

Микротоковая рефлексотерапия  метод лечения детей с задержками развития речи, разрешённый и рекомендованный Минздравом РФ. Заключается в выборочной активизации речевых зоны головного мозга:

  • область Вернике (отвечает за понимание речи);
  • область Брока (связана с активным словарным запасом и желанием разговаривать);

Кроме того, развития логическое мышление и сформировать бытовые навыки поможет воздействие на лобные доли. Лечение проводят под контролем электроэнцефалографии (ЭЭГ) [6][13][14].

Логопедический массаж — это воздействие на артикуляционную мускулатуру: мышцы лица, языка, губ, мягкого нёба. Манипуляции проводят стерильными зондами. Цель массажа нормализовать тонус мышц языка, круговой мышцы рта, улучшить кровоснабжение органов артикуляции. Метод необходим детям с чрезмерным слюнотечением, нарушенной дикцией. Процедуру назначают и неговорящим пациентам, поскольку речь может отсутствовать из-за неумения управлять органами артикуляции [10][13].

Логопедический массаж

Онр второй степени

ОНР 2 типа отличается от первой степени наличием в речи ребенка малого количества общеупотребительных слов, произноситься они могут не вполне правильно. Также может быть заметно начало формирования связей между словами, но это еще имеет непостоянную основу. Для ОНР 2 степени характерны следующие симптомы:

  1. Ребенок употребляет одно слово, которым обозначает предмет или какое-либо действие, но в измененном виде. Например, слово «автобус» будет звучать как «абоус» в любом варианте контекста.
  2. Активный словарь весьма ограничен, при ОНР 2 не знают всех слов, обозначающие некоторые признаки предмета, например, описание его формы, цвета и других характеристик.
  3. Ребенок не имеет навыка объединять предметы в определенные смысловые группы, например столовые предметы – ложка, вилка, тарелка.
  4. Нарушено произношение многих звук, слов, фраз.

Также, характерными признаками ОНР 2 типа является наличие зачатков грамматических изменений в зависимости от сложности самого слова. Чем больше в слове букв, тем больше ребенок допускает в нем ошибок и нарушений. Он активно использует в своей речи слова, но не согласует их друг с другом.

Так появляются фразы «мама купа» — «мама купается. Таким образом предлоги просто пропускаются или используются не совсем правильно. Пациент может составить небольшой рассказ по показанной картинке и активной помощи родителя. Однако этот рассказ получается крайне скромным.

Онр третьей степени

Эта степень характеризуется задержкой грамматической и фонетической речевой составляющей. Ребенок обладает активной экспрессивной речью и в состоянии строить отдельные фразы и имеет достаточно большой запас слов. Проблемными точками речи являются:

  • общается только с родителями, с другими людьми только с «переводчиком»;
  • звукопроизношение сформировано не полным образом;
  • в самостоятельной речи, звуки могут звучать неправильно;
  • более сложные звуки заменяются простыми;
  • испытывает затруднения с шипящими, свистящими и сонорными звуками;
  • один и тот же звук может заменять несколько;
  • словарный запас расширяется, но используется лишь его незначительная часть.

Грамматика также при ОНР 3 степени имеет нарушения, но малыш пытается выстраивать сложносочиненные предложения, но и с их произношением возникают сложности. Ребенок может не правильно оформлять предложения, но может создать небольшой рассказ. Еще одной отличительной чертой является непостоянные грамматические ошибки, то есть в одном предложении одинаковая ошибка допускается, а другой фразе уже нет.

Онр четвертой степени

Для этой степени характерно наличие лишь некоторых сложностей и ошибками в речи. Так создается общая картина, мешающая в полной степени овладеть речью, звукопониманием и произношением. Главное для родителей в этом случае, обратиться к специалистам логопедии, чтобы максимально быстро скорректировать все имеющиеся недостатки. Характерными признаками ОНР 4 типа являются:

  • нет явных нарушений звукопроизношения, сами звуки поставлены правильным образом;
  • речь невнятна с нечетким смазанным звукопроизношением;
  • присутствуют нарушения структуры слогов, выражающиеся в замене звуков на похожие;
  • неправильное использование некоторых слов, обозначающие признаки того или иного предмета;
  • ребенок может не понимать или путать фразы «длинный стол» и «высоки стол»;
  • трудности с подбором правильных суффиксов;
  • могут встречаться аграмматизмы, но их число минимально.

Нарушения, характерные для 4 уровня ОНР встречаются не столь часто. Для речи характерно наличие критичности, а сам грамматический строй приближен к своей норме.

Определение болезни. причины заболевания

Задержка речевого развития (ЗРР) —  более позднее в сравнении с возрастными нормами овладение ребёнком устной речью [2]. Например, в среднем в два года дети уже объединяют слова в небольшие фразы, в три строят предложения, а в четыре соединяют их в рассказ.

ЗРР встречается у 8-10 % детей, чаще — у мальчиков [17].

Задержка речевого развития может сопровождать следующие нарушения:

  • расстройство экспрессивной речи — ребёнок не произносит слова, не строит диалог;
  • проблемы с рецептивной речью — не воспринимает речь;
  • отклонение в речевой артикуляции — не произносит звуки;
  • афазия при аутизме — не говорит и не понимает речь;
  • умственная отсталость — нарушены интеллект и поведение, не развиты социально-бытовые навыки;
  • глухота.

ЗРР могут вызывать причины, возникшие во время беременности. Основные из них:

  • хроническая внутриутробная гипоксия плода;
  • поражение центральной нервной системы из-за недостатка кислорода в органах и тканях;
  • внутриутробное инфицирование;
  • гидроцефалия (избыток спинномозговой жидкости в полости черепа);
  • генетические заболевания, в том числе синдром Дауна;
  • недоношенность;
  • родовая травма;
  • аномалии развития, например волчья пасть, заячья губа, микрогнатия (недоразвитая нижняя челюсть), которые затрудняют работу органов артикуляции [2][4].
    Микрогнатия

Факторы, приводящие к ЗРР после рождения:

  • нейроинфекция, например менингит, менингоэнцефалит;
  • снижение слуха после отита;
  • дефицит общения;
  • тяжёлая болезнь, госпитализация, сильный стресс — ребёнок может отставать в развитии после ожога, сильного испуга, потери близкого человека;
  • генетическая предрасположенность — высокая чувствительность речевых зон мозга к повреждающим факторам [3][11].

Диагноз «задержка речевого развития» не ставят до двух лет, так как речь может спонтанно появиться без помощи специалистов. С двух до трёх лет ребёнку могут диагностировать «замедление темпов речевого развития». В таком случае ему желательно начать заниматься с логопедом.

Если в три года постановлен диагноз «задержка речевого развития», необходима комплексная медико-педагогическая реабилитация. Без лечения к пяти годам ребёнок начинает заметно отставать в психоречевом развитии. Это возникает из-за того, что он не общается с другими детьми и взрослыми, не задаёт вопросов, расширяющих кругозор. В дальнейшем это приводит стойкому речевому и интеллектуальному дефектам, и ребёнок сможет обучаться только в специальной коррекционной школе.

Таким образом, важно своевременно выявить задержку и начать развивать речь. Оптимальный возраст для педагогического и медицинского воздействия — 3-5 лет.

warning

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Определение и диагноз по мкб 10

По международной классификации болезней (МКБ), к речевым расстройствам относятся нарушения в экспрессивной и рецептивной речи. (F80.1 и 80.2). Проявляются они без предшествующего нормального ее развития. Спецификой речевого расстройства является нарушения в психоневрологическом развитии. Частота ее встречаемость среди дошкольников составляет примерно 5-10%.

Осложнения задержки речевого развития

Речь — это основа интеллекта. Общаясь со сверстниками и взрослыми, дети познают окружающий мир, расширяют кругозор, учатся формулировать мысли. Если ребёнок не говорит, он всё сильнее отстаёт от сверстников и задержка развития усугубляется.

До трёх лет это лишь отставание в темпе развития речи, в три-четыре года — задержка речевого развития, а в пять лет уже задержка психоречевого развития. Без комплексной медико-педагогической реабилитации у ребёнка нарушается память и внимание, появляются трудности в обучении.

Такие дети с трудом учатся писать, читают медленно и с ошибками, испытывают проблемы с пониманием и пересказом прочитанного. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем может обучаться только в специальной корректирующей школе [1][5][8][14].

Патогенез

ОНР должно рассматриваться как системное нарушение, которое влияет на языковые подсистемы, то есть:

  • фонетико-фонематическую;
  • грамматику;
  • лексическую;
  • семантику.

ОНР 1 уровня у ребенка обуславливает его отставание от принятых возрастных норм. Это происходит по всему спектру показателей, как количественных, так и качественных. Такие дети имеют нарушения в общем ходе развития речи, сроках, а также порядке освоения им артикуляционными навыками. У специалистов есть сравнение общего речевого развития с языковой инфантильностью.

Сам механизм появления и развития общего нарушения речи имеет тесную связь с первичными речевыми дефектами и их прямыми причинами. При наличии нарушений, имеющие церебрально-органическое происхождение, такие как алалия или афазия, может иметь место грубое речевое расстройство, а также непонимание речи окружающих.

Таким образом страдают речепроизношение и ее восприятие. Если имеются анатомические пороки, недостаточность развития речевого аппарата, происходит распад слоговой структуры слов, нарушается лексико-грамматическая основа высказываний.

Патогенез задержки речевого развития

Патогенез зависит от причины, которая привела к задержке речевого развития [2][3][4]:

  • При перинатальном поражении головного мозга (гипоксии, внутриутробном инфицировании, кровоизлиянии при родах) часть клеток головного мозга погибает, а оставшиеся повреждены и не формируют между собой новые связи. Взаимодействие между нейронами  необходимое условие для того, чтобы сформировались речевые навыки. В зависимости от пострадавших зон головного мозга, возникают различные нарушения. Например, если повреждена зона Вернике, то ребёнок не понимает речь и у него не формируется пассивный словарный запас он не запоминает названия предметов и действий. Если пострадала зона Брока, то не пополняется активный словарный запас и ребёнок не произносит слова.
  • При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление приводит к расширению желудочковой системы с истончением белого вещества головного мозга. Происходит сдавление проводящих путей, которые связывают различные зоны мозга. Нарушается взаимодействие речевых зон, необходимое, например, для ответа на вопросы. Когда ребёнку задают вопрос «понимает» его зона Вернике. Она связывается по проводящим путям с зоной Брока, которая «формирует» активный ответ, и ребёнок отвечает. Но если пострадали проводящие пути, то ребёнок не отвечают на вопросы, хотя понимает речь и спонтанно произносит слова. Если повреждены проводящие пути, обеспечивающие нервами речевую мускулатуру, то у ребёнка нарушается дикция.
Гидроцефалия
  • При внутриутробных аномалиях развития и генетических заболеваниях, например при синдроме Дауна, размеры языка часто не соответствуют нижней челюсти, что затрудняет произнесение звуков. Кроме того, у детей с синдромом Дауна мышцы губ, языка, челюсти расслабленные и вялые, поэтому ими труднее управлять.
  • При аномалиях развития мозжечка, таких как гипоплазия полушарий мозжечка (уменьшение его в размерах) или ретроцеребеллярная киста (новообразование в задней черепной ямке за мозжечком), ребёнок произносит слова тихим голосом по слогам. Это вызвано слабой воздушной струёй и происходит потому что киста сдавливает мозжечок и нарушает его работу.
Ретроцеребеллярная киста

Внешние факторы, сдерживающие речевое развитие [1][8]:

  • Недостаточная речевая среда, например вместо общения дети весь день смотрят мультфильмы;
  • Постоянное использование соски в 2-3 года;
  • Двуязычность в семье может усилить даже небольшие нарушения речи. Мозгу сложно «разобраться» в разных структурах языков.

Причины онр

Причинами появления ОНР являются в основном проблемы во время беременности или родах, а также в первые годы жизни малыша. Самые основные причины ОНР:

  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания плода;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • асфиксия, гипоксия;
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • нарушения в центральной нервной системе;
  • травмы головы малыша в первые его годы жизни;
  • влияние никотина, алкоголя, наркотиков;
  • депривация.

Важны также и социальные причины. Это могут быть недостаточное общение с ребенком. Часто такая форма ОНР встречается у детей, проживающих вместе с родителями, имеющие проблемы со слухом. Заметно влияет на речевые навыки внимание взрослых к нему, должно уделяться много времени.

Прогноз и профилактика

Коррекция ОНР – длительный процесс, продолжительность которого зависит от тяжести заболевания, осложнений и других физиологических особенностях ребенка. Начинать эту работу необходимо как можно раньше, в этом случае возрастают шансы на полное избавление от нее либо минимальные проявления. В качестве профилактических требований является выполнение всех предписаний во время беременности.

Прогноз. профилактика

Если нет грубого органического поражения головного мозга, реабилитация начата до пяти лет и речь удалось развить до школы, то прогноз благоприятный [1][2][5][7].

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, серьёзных расстройствах речевых центров и без своевременного лечения нарушение сохраняется. Это приводит к тому, что ребёнок в дальнейшем испытывает существенные трудности в обучении и при социализации.

Для развития речи важно разговаривать с ребёнком с самого рождения, читать ему книжки вслух, объяснять, что происходит вокруг и показывать мультфильмы на родном языке.

Рекомендованное логопедическое обследование

Стоит подробно изучить словарный запас страдающего ОНР. Это позволит дать оценку умения соотносить слово с конкретно данным предметом. Проводится это в несколько шагов:

  • Подбор материала, разбитый по отдельным лексическим темам. Так определяется способность общения ребенка с окружающими его людьми.
  • Предлагаются картинки с объектами.
  • Используются картинки с названиями частей тела.
  • Подбор синонимов к выбранному слову.

В ходе диагностики логопед должен дать свое заключение, в котором указан уровень развития речи, клиническую картину, степень ОНР, а также составить план коррекции выявленных нарушений.

Симптомы задержки речевого развития

Отставание в развитии проявляется различными симптомами [2][8][9][11]:

  • При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Например в три года он не составляет фразы, а использует единичные слова, как годовалые дети; у ребёнка нарушена дикция и его понимают только близкие родственники.
  • При задержке психоречевого развития (ЗПРР) — дети воспринимают речь на бытовом уровне, но не понимают сложные предложения и не вступают в диалог. Игры примитивные, чаще подвижные или разрушительные без сложного ролевого компонента. С опозданием формируются бытовые навыки ребёнок не умеет самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет.
  • При моторной алалии — ребёнок понимает речь, выполняет просьбы и сложные задания педагога, но не говорит. Интеллект, как правило, сохранен, бытовые навыки сформированы.
  • При сенсомоторной алалии  ребёнок слышит звуки, но не понимает речь. Отсутствует пассивный словарный запас: дети не запоминают названия предметов на слух. В результате нет и активного словарного запаса: ребёнок не произносит слова.
  • При нарушении дикции (дизартрии)  у детей часто приоткрыт рот, нарушено звукопроизношение, усилено слюнотечение. Патология связана с повреждением отделов головного мозга: коры, мозжечка, стволовых и подкорковых структур, проводящих путей. При мозжечковой дизартрии нарушен темп речи (брадилалия замедление темпа), ребёнок говорит тихим голосом, произносит слова по слогам. Это вызвано ослабленным речевым дыханием.
  • При аутизме ребёнок может механически произносить слова и фразы (эхолалия), не понимать смысл сказанного, либо же понимать речь, но не отвечать на неё. Заболевание проявлено характерными чертами: стереотипными движениями и играми, аутоагрессией (ребёнок бьёт и кусает себя). Дети не смотрят в глаза, не обращаются с просьбами, избирательны в пище, избегают контакта с посторонними людьми.

Таблица видов онр

Ниже представлена подробная таблица с классификацией и подробным описанием видов общего нарушения речи.

таблица уровней ОНР
Таблица характеристики уровней ОНР.

Формирование грамматических категорий у детей с онр

Грамматические формы у детей с ОНР появляются в том же порядке, как и здорового ребенка, но с наличием некоторых особенностей. Они могут медленнее усваивать, может наблюдаться дисгармония между морфологией и синтаксисом речи. Нарушения в грамматическом строе объясняются недоразвитием именно этих речевых составляющих.

Характеристика степеней

Каждая степень ОНР имеет определенное соотношение между первичными и вторичными речевыми дефектами, которые тормозят формирование ее компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется наличием новых речевых возможностей, изменениями ее активности.

Характеристика уровней онр

Так выглядит речевая функция по уровням.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Анализы и лечение. Помощь людям
Adblock
detector