Расшифровка ЭЭГ у детей: норма и нарушения

Наиболее распространение диагнозы на основе ээг

К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:

  • Опухоль головного мозга различной этиологии (происхождения). Причина патологии остается неясной.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Одновременное воспаление оболочек мозга и мозгового вещества (менингоэнцефалит). Причиной, чаще всего, является инфекция.
  • Анормальное скопление жидкости в структурах головного мозга (гидроцефалия или водянка). Патология имеет врожденный характер. Скорее всего, в перинатальный период женщина не проходила обязательные скрининги. Либо аномалия развилась вследствие травмы, полученной младенцем во время родоразрешения.
  • Хроническое психоневрологическое заболевание с характерными судорожными приступами (эпилепсия). Провоцирующими факторами являются: наследственность, травма при родах, запущенные инфекции, асоциальное поведение женщины во время вынашивания малыша (наркомания, алкоголизм).
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга, вследствие разрыва сосудов. Может быть спровоцировано повышенным давлением, травмами головы, закупоркой сосудов холестериновыми наростами (бляшками).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие заболевания начинается во внутриутробном периоде под воздействием неблагоприятных факторов (кислородное голодание, внутриутробные инфекции, воздействие алкогольных или фармакологических токсинов) или травмой головы при родоразрешении.
  • Неосознанные передвижения во время сна (лунатизм, сомнамбулизм). Точного объяснения причины не существует. Предположительно, это могут быть генетические отклонения или влияние неблагоприятных природных факторов (если ребенок находился в экологически опасной зоне).

Эпилепсия
При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно

Что такое ээг

Нейроны – структурная единица головного мозга. В их задачу входит генерировать и передавать к остальным клеткам организма электрические импульсы. Работа нейронов формирует биоэлектрическую активность головного мозга. ЭЭГ (электроэнцефалограмма) – метод диагностики, который отображает любые функциональные изменения в работе центральной нервной системы и мозговых структур.

На голову пациенту устанавливают электроды (датчики чувствительности). Они улавливают минимальные биологические токи, всплески активности мозга и передают информацию на электроэнцефалограф. Аппарат усиливает потенциал электрических импульсов, обрабатывает собранные данные и фиксирует их на бумаге в виде кривой линии.

ЭЭГ головы у ребенка проводится по стандартному протоколу с отслеживанием мозговой активности во время активности, сна или при воздействии на организм раздражителей. Электроэнцефалограмма отвечает на такие вопросы:

  • есть ли нарушения в работе мозга, их степень выраженности;
  • правильно ли происходит смена режима сна и бодрствования;
  • в какой доле расположены участки повышенной активности;
  • эффективна ли выбранная схема терапии;
  • правильно ли рассчитана дозировка лекарств.

Исследование проводят для оценки состояния здоровья после потери сознания, черепно-мозговых травм (сотрясение, ушиб мозга). Врач назначает энцефалограмму при наличии таких показаний или симптомов:

  • расстройство концентрации внимания;
  • частые головные боли;
  • судороги или припадки;
  • подозрение на новообразование или кровоизлияние в головном мозге;
  • вспыльчивость и раздражительность;
  • резкое повышение или понижение артериального давления;
  • расстройства сна.

Длительная синхронная запись деятельности мозга в разных состояниях (отдыха, активности, сна) называется ЭЭГ-мониторингом. Такую электроэнцефалограмму с периодичностью раз в несколько дней или месяцев проводят детям, у которых выявлены такие состояния или заболевания:

  • эпилепсия;
  • лунатизм или бессонница;
  • воспалительные заболевания головного мозга – менингоэнцефалит, менингит;
  • период реабилитации после оперативных вмешательств на голове;
  • детский церебральный паралич – наличие двигательных нарушений, которые возникли в околородовом периоде;
  • водянка мозга (гидроцефалия) – скопление избыточной жидкости в голове;
  • энурез – недержание мочи;
  • аутизм – болезненное психическое состояние, когда ребенок плохо переносит контакты с окружающими;
  • заикание;
  • задержка психического или физического развития;
  • нарушение памяти.

Электроэнцефалограмма проводится в поликлинике и требует определенной подготовки. Чтобы процедура прошла успешно, учтите такие правила:

  • Накануне ЭЭГ вымойте ребенку волосы с шампунем, хорошо высушите. Использовать гели, муссы для укладки запрещено.
  • Перед кабинетом врача снимите с головы все металлические предметы (серьги, заколки, клипсы), распустите волосы.
  • Если процедура делается младенцу, перед ее началом покормите его. Согласуйте с врачом время проведения ЭЭГ с учетом графика сна и активности новорожденного.
  • Детям от года энцефалограмму проводят в состоянии активности мозга. Чтобы ребенок был сосредоточен и расслаблен, с собой в кабинет возьмите его любимую книгу или игрушку.
  • Не кормите плотно ребенка минимум за 2 часа до процедуры. За сутки запрещены крепкий чай, шоколад, сладости.
  • Если назначен прием лекарственных препаратов, заранее сообщите об этом врачу, который будет делать расшифровку анализа. Некоторые медикаменты нужно отменить за 1-3 дня до проведения ЭЭГ ребенку.

Обследование головного мозга у детей проводят тремя способами: в состоянии покоя, рутинным методом, с полным или частичным лишением сна. Все варианты процедур проходят по такому сценарию:

  • Первый этап – подготовка. Детей от года укладывают на кушетку или усаживают на стул, дети грудного возраста остаются на руках у матери. На голову ребенка наносят электропроводной гель, надевают шлем-сетку или прикрепляют 12 электродов.
  • Второй этап – проведение исследования. Чтобы исключить излишнюю активность нервной системы, помещение затемняют – опускают шторы или выключают свет. Включают прибор. Синхронно с энцефалограммой ведут видеозапись для регистрации движений пациента.
  • Третий этап – расшифровка результатов. Врач изучает запись, сопоставляет ее данные с возрастной нормой. Дает заключение об активности мозга и работе центральной нервной системы.

Как получить верные результаты?

ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:

  • Внимательно осмотреть голову ребенка. При наличии незначительных царапин, ранок, расчесов сообщить об этом врачу. Электроды не крепятся на участки с поврежденным эпидермисом (кожей).
  • Накормить ребенка. Исследование проводится на сытый желудок, чтобы не смазать показатели. (Из меню нужно исключить сладости, содержащие шоколад, который возбуждает нервную систему). Что касается грудных детей, кормить их необходимо непосредственно перед процедурой в медицинском учреждении. В таком случае малыш спокойно заснет и исследование проведут во время сна.

ЭЭГ ребенку
Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна

Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).

Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.

Показания для обследования

Энцефалограмма проводится в таких случаях:

  • жалобы на бессонницу, проблемы с засыпанием, ночные пробуждения;
  • частые головокружения, обмороки;
  • сильные беспричинные головные боли;
  • эпилептические припадки;
  • психопатии, психозы, нервные срывы;
  • отравление нейротоксическими веществами (свинец, ртуть, марганец, пестициды, угарный газ и другие);
  • инфекционные и вирусные заболевания, поражающие мозг (энцефалит, менингит);
  • подозрение на опухоль;
  • коматозное состояние пациента;
  • отставание в речевом или умственном развитии у детей;
  • травмы головы и шеи;
  • все виды инсультов;
  • болезни эндокринной системы;
  • изучение цикла сна и бодрствования;
  • перед, после и во время хирургических вмешательств на мозге.

Абсолютных противопоказаний для ЭЭГ головного мозга нет, однако можно пройти процедуру в другой день при наличии:

  • открытых травм на голове;
  • послеоперационных ран;
  • простуды или ОРВИ, гриппа.

С осторожностью нужно проводить исследования у пациентов с острыми расстройствами психики, а также буйных больных. Пробы с нагрузками (звуки, мигающий свет), и даже сам вид шапочки с электродами могут спровоцировать приступ. Если польза исследования превышает возможный риск, то ЭЭГ таким пациентам проводят с предварительной медикаментозной седацией в присутствии анестезиолога.

Метод абсолютно безвредный, и нет ограничений по количеству и частоте обследований.

Для больных эпилепсией частоту проведения ЭЭГ устанавливает лечащий врач. При эффективном лечении и отсутствии приступов рекомендуется проводить процедуру 1–2 раза в год.

Показания к назначению функциональной диагностики нервной системы ребенка могут быть трех видов: контрольно-терапевтические, подтверждающие/опровергающие, симптоматические. К первым относятся обязательное исследование после поведенных нейрохирургических операций и контрольно-профилактические процедуры при диагностированной ранее эпилепсии, водянке мозга или аутизме.

РЭГ головного мозга

  • Отставание ребенка в речевом развитии: нарушение произношения из-за функционального сбоя ЦНС (дизартрия), расстройство, утрата речевой деятельности вследствие органического поражения определенных зон головного мозга, отвечающих за речь (афазия), заикание.
  • Внезапные, неконтролируемые приступы судорог у детей (возможно, это эпилептические припадки).
  • Неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря (энурез).
  • Чрезмерная подвижность и возбудимость малышей (гиперактивность).
  • Бессознательное передвижение ребенка во время сна (лунатизм).
  • Сотрясения, ушибы и другие травмы головы.
  • Систематические головные боли, головокружения и обмороки, неопределенной природы происхождения.
  • Непроизвольные спазмы мышц в ускоренном темпе (нервный тик).
  • Неспособность сосредоточиться (рассеянность внимания), снижение умственной активности, расстройство памяти.
  • Психоэмоциональные нарушения (беспричинная смена настроения, склонность к агрессии, психозу).

В подростковом возрасте ЭЭГ рекомендовано при стабильно повышенных показателях артериального давления.

Прерогативные аспекты и недостатки ээг-метода

Нейрофизиологи и сами пациенты отдают предпочтение ЭЭГ-диагностике по нескольким причинам:

  • достоверность результатов;
  • отсутствие противопоказаний по медицинским показателям;
  • возможность выполнить исследование в спящем, и даже бессознательном состоянии пациента;
  • отсутствие гендерных и возрастных границ для проведения процедуры (ЭЭГ делают как новорожденным, так и людям преклонного возраста);
  • ценовая и территориальная доступность (обследование имеет невысокую стоимость и проводится практически в каждой районной больнице);
  • незначительные временные затраты на проведение обычной электроэнцефалограммы;
  • безболезненность (во время процедуры ребенок может капризничать, но не от боли, а от страха);
  • безвредность (закрепленные на голове электроды регистрируют электроактивность мозговых структур, но не оказывают никакого воздействия на мозг);
  • возможность проведения многократного обследования для отслеживания динамики назначенной терапии;
  • оперативная расшифровка результатов для постановки диагноза.

Кроме того, для проведения ЭЭГ не предусмотрена предварительная подготовка. К недостаткам метода можно отнести возможное искажение показателей по следующим причинам:

  • нестабильное психоэмоциональное состояние ребенка на момент исследования;
  • подвижность (во время процедуры необходимо соблюдать статичность головы и тела);
  • применение медицинских препаратов, оказывающих влияние на деятельность ЦНС;
  • голодное состояние (снижение уровня сахара на фоне голода влияет на работу мозга);
  • хронические болезни органов зрения.

В большинстве случаев, перечисленные причины можно устранить (провести исследование во время сна, отменить прием медикаментов, обеспечить ребенку психологический настрой). Если врач назначил малышу электроэнцефалографию, игнорировать исследование нельзя.

ЭЭГ ребенку
Диагностика проводится не всем детям, а только по показаниям

Расшифровка результатов электроэнцефалограммы

Декодированием полученных результатов должен заниматься только нейрофизиолог или невропатолог высокой квалификации. На графике довольно сложно определить отклонения от нормы, если они не имеют ярко выраженного характера. При этом нормативные показатели могут трактоваться по-разному в зависимости от возрастной категории пациента и состояния здоровья на момент проведения процедуры.

Непрофессиональному человеку правильно разобраться в показателях практически не под силу. Процесс расшифровки результатов может занимать несколько дней, в связи с масштабом анализируемого материала. Врач должен оценить электрическую активность миллионов нейронов. Оценку детской ЭЭГ усложняет то, что нервная система находится в состоянии созревания и активного роста.

Электроэнцефалограф регистрирует основные виды активности детского мозга, отображая их в виде волн, которые оцениваются по трем параметрам:

  • Частота волновых колебаний. Изменение состояние волн за секундный интервал времени (колебания) измеряется в Гц (герцах). В заключение фиксируется усредненный показатель, полученный средней активности волн за секунду на нескольких участках графика.
  • Размах волновых изменений или амплитуда. Отражает расстояние между противоположными пиками активности волн. Измеряется в мкВ (микровольтах). В протоколе описываются наиболее характерные (часто встречающиеся) показатели.
  • Фаза. По данному показателю (количество фаз на одно колебание) определяется текущее состояние процесса или изменения его направленности.

Кроме этого, учитывается ритмичность работы сердца и симметричность активности нейтронов в полушарьях (правом и левом). Основной оценочный показатель мозговой деятельности – это ритм, который генерируется и регулируется наиболее сложным по структуре отделом головного мозга (таламусом). Ритм определяется по форме, амплитуде, регулярности и частоте волновых колебаний.

Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.

Показатели электроэнцефалограммы для альфа-ритмичности и предварительные диагнозы

Атипии Выводы
отсутствие стабильности, увеличение частоты травмы, сотрясения, ушибы головного мозга
отсутствие на ЭЭГ деменция или умственная отсталость (слабоумие)
повышенная амплитудность и синхронизация, нехарактерное смещение области активности, ослабленная реакция на энергичность, усиленная ответная реакция на гиперветиляционное тестирование задержка психомоторного развития ребенка
нормальная синхронность при замедлении частоты замедленные психастенические реакции (тормозная психопатия)
укороченная реакция активации, усиление синхронности ритма нервно-психическое расстройство (неврастения)
эпилептическая активность, отсутствие или существенное ослабление ритма и реакций активации истерический невроз

Параметры бетта-ритмичности

Атипии Выводы
взаимное проникновение β-волн с амплитудой 50 мкВ сотрясение мозга
чрезмерная активность нервозность, депрессивное состояние, повышенная тревожность
взрывная или вспышечная активность энцефалит
частота до 18 Гц на фоне амплитуды свыше 30 мкВ ЗПР (задержка психомоторики развития)
превалирование β-ритмичности во всех отделах головного мозга невроз навязчивых состояний по второму типу

Параметры δ- и τ-ритмичности

Атипии Выводы
сильно завышенная амплитуда наличие новообразования
синхронные перманентные δ- и τ-волны на фоне завышенного показателя амплитуды деменция (приобретенное слабоумие)
превалирование и активность обоих ритмов в затылочной части с их увеличением при тест-вентиляции ЗПР
подавление τ-волнами остальных в передних мозговых отделах психопатия по возбудимому типу
резкие усиления обоих ритмов (пароксизм) невроз по истерическому типу
высокочастотные ритмы раздражение мозговых центров ирритации

Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α.

Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.

Депрессия у ребенка
Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния

При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения.

Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания.

  1. Нарушения альфа-ритма. Асимметричность альфа-ритмов двух полушарий головного мозга (разница более 30%) может быть признаком новообразований, инсульта или инфаркта. Нестабильный или высокочастотный альфа-ритм бывает при повреждениях головного мозга, в частности, как результат ЧМТ или сотрясения. При серьезных нарушениях психики амплитуда может снижаться до менее чем 20 мкВ, индекс ритма падает ниже 50%, зона проявления альфа-ритма смещается из области затылка и темени. При слабоумии может наблюдаться отсутствие альфа-волн либо их аритмичность. У ребенка отклонения от норм альфа-ритма могут быть свидетельством задержки психомоторного развития.
  2. Нарушения бета-ритма. Сотрясение мозга обычно характеризуется наличием высокоамплитудных (50-60 мкВ) диффузных бета-волн. При энцефалите регистрируются короткие веретена. Возрастание длительности и частоты возникновения этих веретен может говорить о развивающемся воспалительном процессе. У детей аномальны бета-волны с частотой 16-18 Гц и высокой амплитудой (30-40 мкВ) в передних и центральных отделах мозга – это признак отставания в развитии ребенка.
  3. Нарушения тета- и дельта-ритма. Постоянное повышение амплитуды дельта-ритма – более 40 мкВ – является показателем нарушенных функций мозга. Если дельта-ритм зафиксирован во всех участках головного мозга, то можно говорить о серьезных заболеваниях центральной нервной системы. Большие колебания дельта-волн встречаются при наличии опухолей. Задержка развития у детей характеризуется максимальными проявлениями тета- и дельта-волн в области затылка. Повышенная частота этих ритмов иногда отражает нарушенное мозговое кровообращение и прочие неврологические проблемы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Анализы и лечение. Помощь людям
Adblock
detector