Ишемия мозга 1 степени у новорожденных последствия

Интерпретация полученных результатов в ходе обследования

Результаты будут зависеть от многих факторов – срок родов, вес при рождении. Норма для всех детей разного месяца жизни заключается в следующих параметрах.

  1. Все отделы головного мозга должны симметричных размеров и однородного состава.
  2. Борозды и извилины имеют четкие контуры.
  3. Отсутствие жидкости в межполушарной щели, а ее размеры не превышают 3 мм.
  4. Сосудистые сплетения желудочков гиперэхогенные и однородные.
  5. Норма размеров боковых желудочков: передние рога – до 4 мм, затылочные рога – 15 мм, тело – до 4 мм. Третий и четвертый желудочек – до 4 мм.
  6. Норма большой цистерны – до 10 мм.
  7. Не должно быть уплотнений, кист и новообразований.
  8. Оболочки мозга без изменений.
  9. Норма размеров субарахноидального пространства не превышает 3 мм. Если оно больше, при этом наблюдаются повышение температуры и частое срыгивание, то можно заподозрить такое заболевание, как менингит. Если сопутствующих симптомов нет, все остальные обследования в норме, возможно, это явление временное.

Полость желудочков не должна быть увеличена. Их увеличение говорит о таких заболеваниях, как гидроцефалия, рахит. Во время гидроцефалии у ребенка большая голова, набухший родничок. Данное нарушение вызывает частые головные боли, психическое и физическое недоразвитие.

Содержимым боковых желудочков (правый и левый) является спинномозговая жидкость. С помощью специальных отверстий они соединяются с третьим желудочком. Существует еще и четвертый желудочек, который находится между мозжечком и продолговатым мозгом.

https://www.youtube.com/watch?v=BOn77zUspbw

В боковых желудочках происходит соединение спинномозговой жидкости, после чего она перемещается в субарахноидальное пространство. Если подобный отток по каким-то причинам нарушился, возникает гидроцефалия.

Асимметрия боковых желудочков (расширение) наблюдается в случае увеличения количества жидкости. Заболевание можно диагностировать у детей, которые родились раньше срока, так как размеры боковых желудочков у них больше.

В случае если на НСГ обнаружена асимметрия боковых желудочков, измеряют размер, определяют количественную и качественную характеристику.

К основным причинам, из-за которых расширяется полость желудочков, относят гидроцефалию, травмы черепа и мозга, поражения ЦНС и другие пороки развития новорожденных.

Киста прозрачной перегородки обычно обнаруживается уже с рождения. Прозрачная перегородка представляет собой тонкие пластины, состоящие из мозговой ткани. Между этими пластинами находится полость, напоминающая щель. Киста прозрачной перегородки представляет собой полость, запаленную жидкостью. Полость накапливается и начинает сдавливать соседние ткани и сосуды.

Киста прозрачной перегородки обнаруживается на НСГ практически у всех недоношенных детей. Через некоторое время она может исчезнуть. Если киста прозрачной перегородки была выявлена сразу же после рождения, то в большинстве случаев специальной лекарственной терапии не назначают.

В том случае, если киста прозрачной перегородки возникла по причине травмы, воспаления или инфекционного заболевания, требуется незамедлительное лечение. Могут возникать сопутствующие симптомы (боль в голове, нарушение зрения и слуха).

Во время НСГ, который проводят каждый месяц после обнаружения нарушения, определяют динамику развития и роста кисты прозрачной перегородки. В зависимости от скорости роста и причины возникновения кисты будет зависеть дальнейшее лечение. В основном назначаются препараты, освобождающие данную полость мозга.

Если во время НСГ были обнаружены какие-то нарушения, возможно решение о медицинских отводах всех прививок. Прививки могут способствовать ухудшению состояния, поэтому после обследования нужно посетить невролога.

Расшифровку и уточнение диагноза проводит врач-невролог. Только он может назначить правильно лечение и наблюдать развитие болезни в динамике. Также он предупредит возможные осложнения и проведет профилактику других нарушений.

Ишемия мозга у новорожденных

В результате кислородного голодания, у плода с момента зачатия до родов, а затем у новорожденного развивается поражение головного мозга. Оно проявляется церебральной недостаточностью в виде двигательных нарушений, расстройств психического развития, судорог. Известно, что это, чаще всего, преходящие изменения, корректирующиеся медикаментозно и с помощью физиотерапии.

Ишемия мозга у новорожденныхВ тяжелых случаях симптоматика ишемической болезни мозга прогрессирует, развивается церебральный паралич. Крайне неблагоприятным осложнением глубокой гипоксии новорожденного является ишемический инсульт — очаг некроза вещества головного мозга.

Важно! У новорожденных может развиться и геморрагический инсульт, связанный с резким повышением артериального давления в ответ на гипоксию с разрывом церебральной артерии.

Нет прямой зависимости между причинами и периодом наступления кислородного голодания с локализацией поражения ЦНС. Это может быть повреждение белого или серого вещества, подкорковых ядер. Инсульт у новорожденных детей проявляется очаговыми мозговыми симптомами и симптомами раздражения оболочек головного мозга. Повреждение жизненно важных структур ствола мозга ведет к неминуемой смерти.

Подмечено, что у доношенных младенцев повреждение при гипоксии развивается в коре и нижнебоковых отделах головного мозга. У недоношенных детей в этих зонах открыты анастомозы с сосудами твердой мозговой оболочки. Зато чаще повреждается вокругжелудочковое церебральное вещество.

Ишемия может развиться антенатально (во внутриутробном периоде), интранатально (от начала схваток до рождения) и постнатально (после родов). В зависимости от этого, классифицируют причины, приводящие к церебральной гипоксии.

ПричиныДо момента рождения кислород к тканям плода поступает из крови беременной женщины. В раннем внутриутробном периоде его содержание напрямую зависит от состояния матери. Решающую роль играют следующие факторы:

анемия, заболевания сердца и органов дыхания беременной женщины, сахарный диабет, патология щитовидной железы, инфекция; артериальная гипотензия или гипертензия; прием во время беременности обезболивающих, сосудосуживающих препаратов, антидепрессантов; курение, алкоголь, наркотики. В более поздние сроки гипоксия связана с нарушением кровотока в плаценте или пуповине:

https://www.youtube.com/watch?v=IXYTvNHp9LQ

преждевременная отслойка, предлежание, старение, аномалии развития плаценты; сдавливание, узлообразование, обвитие, сосудистая патология пуповины; амнионит; многоводие; многоплодная беременность; перенос; внутриутробные болезни плода.

Роды — критический момент в жизни матери, а особенно — младенца. Во время продвижения по родовым путям, он испытывает не меньшую боль, чем мать. Ситуацию усугубляет изменение среды, которая резко отличается от привычной для него. Первый вдох — самое важное событие, диктующее дальнейшее состояние новорожденного. В родах ишемическим изменениям мозга плода способствуют:

ретроплацентарная гематома; длительный период изгнания; стремительные роды; преждевременная родовая деятельность; обвитие пуповиной; асфиксия околоплодными водами; родовая травма головы с повреждением вещества мозга (при ягодичном, ножном предлежании, родовспоможении с помощью щипцов, вакуум-экстрактора); слабость дыхательной функции, например, у недоношенных младенцев.

Ишемия 1 степени у новорожденныхЛегкая степень ишемии мозга характеризуется:

изменением двигательной активности; постоянным плачем; возбудимостью или ослаблением рефлексов; частым вздрагиванием; цианозом кожных покровов («мраморная» кожа); нарушением ритма и частоты дыхания; единичными судорогами.

Ишемия 2 степени у новорожденныхПовреждение головного мозга средней степени тяжести длится более недели, но к 7 дню, все же, наступает некоторое улучшение состояния. К перечисленным симптомам присоединяются приступы остановки дыхания, признаки повышенного внутричерепного давления и отека вещества мозга. Часты судороги на фоне двигательной вялости. Новорожденному требуется лечение в специализированном отделении.

Ишемия 3 степени у новорожденныхНа протяжении первых 12 часов ребенок находится без сознания. Затем может наступить «ложное улучшение», после которого сознание снова утрачивается. Типичен судорожный синдром, не поддающийся противосудорожным препаратам.

Причем чем раньше начались судороги, тем менее благоприятен прогноз. Во второй половине первого дня жизни наблюдаются приступы апноэ. При лабораторных исследованиях выявляются тяжелые нарушения водно-электролитного баланса, ацидоз, гипогликемия. Требуются неотложные реанимационные мероприятия.

Последствия ишемии мозга у новорожденныхСимптомы ишемии головного мозга 1 степени транзиторны, при адекватной терапии исчезают к концу первой недели жизни. Гипоксические нарушения 2 степени тяжести в 30% случаев оставляют после себя излечимую неврологическую симптоматику (периодическая головная боль, раздражительность, нарушение сна).

Последствия

В некоторых случаях ишемия мозга может перейти в хроническую, а это повлечет за собой ряд проблем у ребенка:

  • Вспыльчивость и раздражительность по пустякам.
  • Проблемы в развитии и обучении.
  • Частые головные боли.
  • Нарушение сна.
  • Эпилепсия.
  • Молчаливость.

Ранние степени ишемии головного мозга у новорожденных проходят практически без последствий для самого малыша. Такой диагноз ставится врачами достаточно часто, но тяжелые формы болезни могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка не лучшим образом.

Одно из самых тяжелых осложнений ишемии 3 степени, является ДЦП. Лечение этого недуга довольно сложное. Полностью излечить такое заболевание невозможно. Ребенку с этим диагнозом необходимо постоянное лечение, включающее в себя лекарственные препараты, массажи и гимнастику.

Умственная отсталость – это еще одно серьезное последствие ишемии головного мозга. Дети с таким заболеванием постоянно требуют внимания и заботы родителей. Существуют различные санатории и профилактические заведения для детей с психическими отклонениями. В этих учреждениях частично восстанавливают здоровье таких детей.

Прогноз и последствия ишемии зависят полностью от стадии и тяжести ишемии. Кроме этого, большое значение играют имеющиеся патологии и правильность методов лечения и методов реабилитации. Не исключены и тяжелые последствия, поэтому лечение следует начать побыстрее. Ишемия головного мозга у новорожденных может спровоцировать появление:

  • головных болей;
  • беспокойного сна и раздражительности;
  • трудностям в общении и учебе;
  • умственной отсталости;
  • в сложных случаях — эпилепсии.

Ишемия может привести даже к летальному исходу. Избежать смерти можно, если сразу обращаться за врачебной помощью. Только врач поставит точный диагноз и порекомендует соответствующее лечение. Самое главное — необходимо заниматься профилактикой, сохранив здоровье ребенка на долгие года.

Последствия ишемии головного мозга у детей зависят от степени тяжести заболевания, наличия сопутствующих патологий, эффективности проводимой терапии. После интенсивного курса лечения нужен реабилитационный период, от которого также будут зависеть прогнозы. Среди самых распространённых последствий отмечают:

  • головные боли;
  • нарушения сна;
  • умственная отсталость;
  • постоянная раздражительность;
  • эпилепсия;
  • замкнутость;
  • трудности в обучении.

Проблема ишемии у новорожденных в современной педиатрии достаточно актуальна. Заболевание в ряде случаев становится причиной инвалидности, оборачивается для ребёнка неспособностью к дальнейшей социальной адаптации. Комплексное лечение тяжёлых форм ишемии, её последствий — это процесс длительный и сложный, который требует усилий, терпения и внимания врачей, а также родителей.

  • Тяжелая церебральная ишемия в 25-50% случаев оканчивается смертью ребенка в первые дни жизни, либо чуть позже от пневмонии и других инфекций. Среди выживших детей 80% имеют тяжелые отдаленные последствия (слабоумие, ДЦП, аутизм), 10% страдают от умеренных осложнений и 10% не имеют выраженных последствий асфиксии.
  • Ишемия мозга 2 степени тяжести (средней) у 30-50% выживших детей вызывает тяжелые отдаленные последствия, а у 10-20% — умеренные осложнения (см. повышенное внутричерепное давление, частое срыгивание у новорожденного).
  • Легкая церебральная ишемия у новорожденных почти всегда оканчивается благополучно, без значимых последствий для ребенка (см. гиперактивность у ребенка, гипотрофия у ребенка).

Рекомендация врачей

Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % детских шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов. Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки.

Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

Стадии развития лягушки: повреждения нервной системы новорожденных, то, о чем должна знать каждая мама

Повреждения нервной системы у новорожденных могут возникать как внутриутробно (пренатально), так и во время родов (интранатально). Если вредные факторы действовали на ребенка на эмбриональной стадии внутриутробного развития, возникают тяжелые, часто несовместимые с жизнью пороки. Повреждающие влияния после 8 недель беременности уже не могут вызвать грубых уродств, но иногда проявляются небольшими отклонениями в формировании ребенка — стигмами дисэмбриогенеза.

Если же повреждающее воздействие было оказано на ребенка после 28 недель внутриутробного развития, то у ребенка никаких пороков не будет, но может возникнуть какое-либо заболевание у нормально сформированного ребенка. Очень трудно выделить воздействие вредного фактора раздельно в каждый из этих периодов. Поэтому чаще говорят о воздействии вредного фактора в целом в перинатальный период. А патология нервной системы этого периода называется перинатальное поражение центральной нервной системы.

Неблагоприятное влияние на ребенка могут оказать различные острые или хронические заболевания матери, работа на вредных химических производствах или работа, связанная с различными излучениями, а также вредные привычки родителей — курение, алголизм, наркомания.

На растущем в утробе матери ребенке могут неблагоприятно сказываться тяжелые токсикозы беременности, патология детского места — плаценты, проникновение инфекции в матку.

Роды являются очень важным событием для ребенке. Особенно большие испытания приходятся на долю младенца, если роды происходят преждевременно (недоношенность) или стремительно, если возникает родовая слабость, рано разрывается плодный пузырь и истекают воды, когда малыш очень крупный и ему помогают родиться специальными приемами, щипцами или вакуум-экстрактором.

Основными причинами повреждения центральной нервной системы (ЦНС) наиболее часто являются — гипоксия, кислородное голодание различной природы и внутричерепная родовая травма, реже —внутриутробные инфекции, гемолитическая болезнь новорожденных, пороки развития головного и спинного мозга, наследственно обусловленные нарушения обмена веществ, хромосомная патология.

Гипоксия занимает первое место среди причин повреждения ЦНС, в таких случаях врачи говорят о гипоксически-ишемическом поражении ЦНС у новорожденных.

Гипоксия плода и новорожденного — это сложный патологический процесс, при котором уменьшается или совсем прекращается доступ кислорода в организм ребенка (асфиксия). Асфиксия может быть однократной или повторяться, различной по продолжительности, в результате чего в организме накапливается углекислота и другие недоокисленные продукты обмена, повреждающие в первую очередь центральную нервную систему.

При кратковременной гипоксии в нервной системе плода и новорожденного возникают лишь небольшие нарушения мозгового кровообращения с развитием функциональных, обратимых расстройств. Длительно и неоднократно возникающие гипоксические состояния могут приводить к резким нарушениям мозгового кровообращения и даже к гибели нервных клеток.

Такое повреждение нервной системы новорожденного подтверждается не только клинически, но и с помощью ультразвукового допплерографического исследования мозгового кровотока (УЗДГ), ультразвукового исследования головного мозга — нейросонографип (НСГ), компьютерной томографии и ядерно-магнитного резонанса (ЯМР).

На втором месте среди причин повреждения ЦНС у плода и новорожденного стоит родовая травма. Истинное значение, смысл родовой травмы — это повреждение новорожденного ребенка, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.

Среди разнообразия родовых травм в процессе рождения младенца наибольшую нагрузку испытывает шея ребенка, следствием чего являются различные повреждения шейного отдела позвоночника, особенно межпозвоночные суставы и место соединения первого шейного позвонка и затылочной кости (атланто-заты-лочное сочленение).

Могут быть сдвиги (дислокации), подвывихи и вывихи в суставах. При этом нарушается кровоток в важных артериях, снабжающих кровью спинной и головной мозг.

Функционирование мозга в значительной степени зависит от состояния мозгового кровоснабжения.

Часто первопричиной подобных травм является слабость родовой деятельности у женщины. В таких случаях вынужденно применяемая родостимуляция меняет механизм прохождения плода через родовые пути. При таких стимулированных родах ребенок появляется на свет не постепенно, приспосабливаясь к родовым путям, а быстро, что создает условия для смещения позвонков, растяжения и разрыва связок, вывихов, нарушается мозговой кровоток.

Травматические повреждения ЦНС во время родов наиболее часто возникают при несоответствии величины ребенка размерам таза матери, при неправильном положении плода, при родах в тазовом предлежании, когда рождаются недоношенные, маловесные дети и, наоборот, дети с большой массой тела, большими размерами, так как в этих случаях используются различные ручные родовспомогательные приемы.

Обсуждая причины травматических поражений ЦНС, отдельно следует остановиться на родах с использованием наложения акушерских щипцов. Дело в том, что даже при безукоризненном выполнении наложения на головку щипцов далее следует интенсивная тяга за голову, особенно при попытке помочь рождению плечиков и туловища. При этом вся та сила, с которой происходит вытягивание головки, передается туловищу через шею. Для шеи такая огромная нагрузка необычно велика, именно поэтому при извлечении младенца при помощи щипцов наряду с патологией головного мозга возникают повреждения шейного участка спинного мозга.

Особого внимания заслуживает вопрос о повреждениях ребенка, возникающих при операции кесарева сечения. Почему же это происходит? В самом деле, нетрудно понять травмирование ребенка в результате прохождения его через родовые пути. Почему же операция кесарева сечения, призванная как раз обойти эти пути и свести к минимуму возможность родовой травмы, заканчивается родовой травмой? Откуда же при кесаревом сечении возникают подобные травмы? Дело в том, что поперечный разрез при кесаревом сечении в нижнем сегменте матки теоретически должен бы соответствовать наибольшему диаметру головки и плечиков. Однако получаемая при таком разрезе длина окружности равна 24—26 см, тогда как окружность головки среднего ребенка — 34—35 см. Поэтому извлечение головы и особенно плечиков ребенка потягиванием за голову при недостаточном разрезе матки неизбежно приводит к травме шейного отдела позвоночника. Именно поэтому наиболее распространенной причиной родовых травм является сочетание гипоксии и повреждений шейного отдела позвоночника и находящегося в нем спинного мозга.

В таких случаях говорят о гипоксически-травматическом поражении ЦНС у новорожденных детей.

При родовой травме нередко возникают нарушения мозгового кровообращения вплоть до кровоизлияний. Чаще это мелкие внутримозговые кровоизлияния в полости желудочков мозга или внутричерепные кровоизлияния между мозговыми оболочками (эпидуральные, субдуральные, субарахноидальиые). В этих ситуациях врач диагностирует гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС у новорожденных детей.

При рождении младенца с поражением ЦНС состояние может быть тяжелым. Это острый период болезни (до 1 месяца), затем следует ранний восстановительный (до 4 месяцев) и далее — поздний восстановительный.

Важное значение для назначения наиболее эффективного лечения патологии ЦНС у новорожденных имеет определение ведущего комплекса признаков болезни — неврологического синдрома. Рассмотрим основные синдромы патологии ЦНС.

Основные синдромы патологии ЦНС

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

При обследовании больного младенца определяется расширение желудочковой системы головного мозга, выявляемое с помощью УЗИ головного мозга, и регистрируется повышение внутричерепного давления (поданным эхо-энцефалографии). Внешне в тяжелых случаях при данном синдроме отмечается непропорциональное увеличение размеров мозговой части черепа, иногда асимметрия головы в случае одностороннего патологического процесса, расхождение черепных швов (более 5 мм), расширение и усиление венозного рисунка на волосистой части головы, истончение кожи на висках.

При гипертензионно-гидроцефальном синдроме может преобладать либо гидроцефалия, проявляющаяся расширением желудочковой системы головного мозга, либо гипертензионный синдром с повышением внутричерепного давления. При преобладании повышенного внутричерепного давления ребенок беспокоен, легко возбудим, раздражителен, часто громко кричит, сон чуткий, ребенок часто просыпается. При преобладании гидроцефального синдрома дети малоактивны, отмечаются вялость и сонливость, иногда задержка развития.

Нередко при повышении внутричерепного давления дети таращат глазки, периодически появляется симптом Грефе (белая полоска между зрачком и верхним веком), а в тяжелых случаях может отмечаться симптом «заходящего солнца», когда радужная оболочка глаза, как заходящее солнце, наполовину погружена под нижним веком; иногда появляется сходящееся косоглазие, малыш часто запрокидывает голову назад. Мышечный тонус может быть как пониженным, так и повышенным, особенно в мышцах ног, что проявляется тем, что при опоре он встает на «цыпочки», а при попытке ходьбы — перекрещивает ножки.

Прогрессирование гидроцефального синдрома проявляется усилением мышечного тонуса, особенно в ногах, при этом рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания снижены.

В случаях тяжелой прогрессирующей гидроцефалии могут возникать судороги.

Синдром двигательных нарушений

Синдром двигательных нарушений диагноетируется у большинства детей с перинатальной патологией ЦНС. Двигательные расстройства связаны с нарушением нервной регуляции мышц в сочетании с повышением или понижением мышечного тонуса. Все зависит от степени (выраженности) и уровня поражения нервной системы.

При постановке диагноза врач должен решить несколько очень важных вопросов, главный из которых: что это — патология головного мозга или патология спинного мозга? Это принципиально важно, поскольку подход к лечению этих состояний различен.

Во-вторых, очень важна оценка мышечного тонуса в различных группах мышц. Врач пользуется специальными приемами для выявления снижения или повышения тонуса мышц, для того чтобы правильно выбрать лечение.

Нарушения повышенного тонуса в различных группах приводит к запаздыванию появления новых двигательных навыков у ребенка.

При повышении мышечного тонуса в руках задерживается развитие хватательной способности рук. Это проявляется тем, что ребенок поздно берет игрушку и захватывает ее всей кистью, тонкие движения пальцами формируются медленно и требуют дополнительных тренировочных занятий с ребенком.

При повышении мышечного тонуса в нижних конечностях ребенок позднее встает на ножки, при этом опирается преимущественно на передние отделы стоп, как бы «стоит на цыпочках», в тяжелых случаях происходит перекрест нижних конечностей на уровне голеней, что препятствует формированию ходьбы. У большинства детей со временем и благодаря лечению удается добиться снижения мышечного тонуса в ножках, и ребенок начинает хорошо ходить. Как память о повышенном тонусе мышц может остаться высокий свод стопы, что затрудняет подбор обуви.

Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций

Этот синдром проявляется следующим образом: мраморность кожи, обусловленная кровеносными сосудами, нарушение терморегуляции со склонностью к беспричинному понижению или повышению температуры тела, желудочно-кишечные расстройства — срыгивание, реже рвота, склонность к запорам или к неустойчивому стулу, недостаточная прибавка в весе. Все эти симптомы чаще всего сочетаются с гипертензионно-гидроцефальным синдромом и связаны с нарушением кровоснабжения задних отделов мозга, в которых расположены все главные центры вегетативной нервной системы, обеспечивающей руководство важнейшими жизнеобеспечивающими системами — сердечно-сосудистой, пищеварительной, терморегуляционной и пр.

Судорожный синдром

Склонность к судорожным реакциям в период новорожденности и в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью мозга. Судороги возникают только в случаях распространения или развития болезненного процесса в коре головного мозга и имеют множество самых разных причин, которые должен выявить врач. Для этого нередко требуется проведение инструментального исследования работы мозга (ЭЭГ), его кровообращения (допплерография) и анатомических структур (УЗИ мозга, компьютерная томография, ЯМР, НСГ), биохимических исследований.

Судороги у ребенка могут проявляться по-разному: они могут быть генерализованными, захватывающими все тело, и локализованными — только в какой-то определенной группе мышц.

Судороги различны и по характеру: они могут быть тоническими, когда ребенок как бы вытягивается и застывает на короткое время в определенной позе, а также клоническими, при которых происходит подергивание конечностей, а иногда и всего туловища, так что ребенок во время судорог может получить травму.

Существует множество вариантов проявлений судорог, которые выявляет врач-невропатолог по рассказу и описанию поведения ребенка внимательными родите-

лями. Правильная постановка диагноза, то есть определение причины возникновения судорогу ребенка, чрезвычайно важна, так как от этого зависит своевременное назначение эффективного лечения.

Необходимо знать и понимать, что судороги у ребенка в период новорожденно-сти, если на них вовремя не обратить серьезного внимания, могут стать началом эпилепсии в будущем.

Симптомы, с которыми следует обращаться к детскому неврологу

Подводя итог всему сказанному, кратко перечислим основные отклонения в состоянии здоровья детей, с которыми необходимо обратиться к детскому неврологу:

если ребенок вяло сосет грудь, делает перерывы, устает при этом. Отмечается поперхивание, вытекание молока через нос;
если у ребенка слабый крик, а голос имеет гнусавый оттенок;
если новорожденный часто срыгивает, недостаточно прибавляет в весе;
если ребенок малоактивный, вялый или, напротив, слишком беспокойный и это беспокойство усиливается даже при незначительных изменениях окружающей среды;
если у ребенка имеется дрожание подбородка, а также верхних или нижних конечностей, особенно при плаче;
если ребенок часто беспричинно вздрагивает, с трудом засыпает, при этом сон поверхностный, короткий по времени;
если ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку;
если отмечается слишком быстрый или, наоборот, медленный рост окружности головы;
если снижена двигательная активность ребенка, если он очень вялый, а мышцы дряблые (низкий тонус мышц), или, наоборот, ребенок как бы скован в движениях (высокий тонус мышц), так что даже затруднено пеленание;
если какая-то одна из конечностей (рука или нога) менее активна в движениях или находится в необычной позе (косолапость);
если ребенок косит глазами или таращит глазки, периодически видна белая полоска склеры;
если младенец постоянно пытается поворачивать голову только в одну сторону (кривошея);
если ограничено разведение бедер, или, наоборот, ребенок лежит в позе лягушки с бедрами, разведенными на 180 градусов;
если ребенок рожден путем кесарева сечения или в тазовом предлежании, если в родах применялись акушерские щипцы, если младенец родился недоношенным или с крупным весом, если отмечалось обвитие пуповины, если у ребенка в родительном доме были судороги. Точная диагностика и своевременное и правильно назначенное лечение патологии нервной системы чрезвычайно важны. Поражения нервной системы могут быть выражены в разной степени: у одних детей с рождения они очень выражены, у других даже сильные нарушения постепенно убывают, однако исчезают не полностью, и на долгие годы остаются негрубые проявления — это так называемые остаточные явления.

Поздние проявления родовой травмы

Бывают и такие случаи, когда при рождении у ребенка были минимальные нарушения, либо вообще никто их не заметил, но спустя время, иногда годы, под влиянием тех или иных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных — эти неврологические нарушения проявляются с разной степенью выраженности. Это так называемые поздние, или отсроченные, проявления родовой травмы. Детские неврологи в повседневной практике имеют дело чаще всего с такими больными.

Какими признаками проявляются эти последствия?

У большинства детей с поздними проявлениями обнаруживается выраженное снижение мышечного тонуса. Таким детям приписывается «врожденная гибкость», которая нередко используется в занятиях спортом, гимнастикой и даже поощряется. Однако, к разочарованию многих, следует сказать, что необычайная гибкость — это не норма, а, к сожалению, патология. Эти дети легко складывают ноги в позу «лягушки», без труда делают шпагат. Нередко таких детей с радостью принимают в секции художественной или спортивной гимнастики, в хореографические кружки. Но большинство из них не выносят больших нагрузок и в конце концов отчисляются. Однако этих занятий оказывается достаточно, чтобы сформировалась патология позвоночника — сколиоз. Таких детишек нетрудно узнать: у них часто отчетливо выявляется защитное напряжение шейно-затылочных мышц, нередко имеется легкая кривошея, лопатки торчат, подобно крыльям, так называемые «крыловидные лопатки», они могут стоять на разных уровнях, как и плечи. В профиль видно, что у ребенка вялая осанка, сутулая спина.

К 10—15 годам у некоторых детей с признаками травмы шейного отдела позвоночника в периоде новорожденное развиваются типичные признаки раннего шейного остеохондроза, наиболее характерным признаком которого у детей являются головные боли. Особенность головных болей при щейном остеохондрозе у детей заключается в том, что несмотря на их разную интенсивность боли локализуются в шейно-затылочиой области. По мере взросления боли нередко становятся более выраженными с одной стороны и, начинаясь в затылочной области, распространяются ко лбу и вискам, иногда отдают в глаз или ухо, усиливаются при поворотах головы, так что может даже произойти кратковременная потеря сознания.

Головные боли у ребенка порой бывают так интенсивны, что могут лишить его возможности заниматься, делать что-нибудь по дому, вынуждают лечь в постель и принимать анальгетики. При этом у некоторых детей с головными болями обнаруживается снижение остроты зрения — близорукость.

Лечение, проводимое по поводу головных болей, направленное на улучшение кровоснабжения и питания мозга, не только снимает головные боли, но при этом также улучшается зрение.

Следствиями патологии нервной системы в периоде новорожденное могут быть кривошея, отдельные формы сколиотических деформаций, нейрогенная косолапость, плоскостопие.

У некоторых детей энурез — недержание мочи — тоже может быть следствием родовой травмы — так же, как эпилепсия и другие судорожные состояния у детей.

В результате гипоксической травмы плода в перинатальном периоде в первую очередь страдает головной мозг, нарушается нормальный ход созревания функциональных систем мозга, которые обеспечивают формирование таких сложных процессов и функций нервной системы, как стереотипы сложных движений, поведение, речь, внимание, память, восприятие. У многих таких детей обнаруживаются признаки незрелости или нарушений отдельных высших психических функций. Самым частым проявлением является так называемый синдром дефицита активного внимания с гиперактивностью и синдром гиперактивного поведения. Такие дети чрезвычайно активны, расторможены, неуправляемы, у них отсутствует внимание, они ни на чем не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются, не могут усидеть на месте несколько минут.

О гиперактивном ребенке говорят: это ребенок «без тормозов». На первом году жизни они производят впечатление очень развитых детей, так как опережают в развитии сверстников — раньше начинают сидеть, ползать, ходить. Ребенка невозможно удержать, он непременно все хочет посмотреть, потрогать. Повышенная двигательная активность сопровождается эмоциональной неустойчивостью. В школе у таких детей возникает много проблем и трудностей в обучении из-за неумения сосредоточиться, организоваться, импульсивности поведения. Ввиду низкой работоспособности ребенок делает уроки до вечера, поздно ложится спать и как следствие — не высыпается. Движения таких детей неловкие, неуклюжие, часто отмечается плохой почерк. Для них характерны расстройства слухоречевой памяти, дети плохо усваивают материал со слуха, тогда как нарушение зрительной памяти встречаются реже. У них часто встречаются плохое настроение, задумчивость, заторможенность. Их трудно вовлекать в педагогический процесс. Следствием всего этого является негативное отношение к учебе и даже отказ посещать школу.

Такой ребенок труден как для родителей, так и для учителей. Поведенческие и школьные проблемы нарастают как снежный ком. В подростковом же периоде у этих детей значительно возрастает риск формирования стойких нарушений поведения, агрессивности, трудностей во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшение школьной успеваемости.

Функциональные нарушения мозгового кровотока особенно дают о себе знать в периоды ускоренного роста — на первом году, в 3—4 года, 7—10 лет, 12—14 лет.

Очень важно как можно раньше заметить первые признаки, принять меры и провести лечение уже в раннем детском возрасте, когда процессы развития еще не закончены, пока велика пластичность и резервные возможности ЦНС.

Отечественный акушер профессор М. Д. Гютнер еще в 1945 году справедливо назвал родовые повреждения центральной нервной системы «самым распространенным народным заболеванием».

В последние годы стало ясно, что многие болезни детей старшего возраста и даже взрослых имеют истоки в детстве и нередко являются поздней расплатой за нераспознанную и нелеченную патологию периода новорожденности.

Вывод должен быть сделан один — внимательно относиться к здоровью малютки с момента его зачатия, по возможности вовремя устранять все вредные влияния на его здоровье, а еще лучше — не допускать их совсем. Если же случилась такая беда и у ребенка при рождении выявлена патология нервной системы, необходимо вовремя обратиться к детскому неврологу и сделать все возможное, чтобы младенец полностью поправился.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

§

Сразу прошу не кидать помидорами. Вышло так, что до своих 30 ни разу не имела дела с детьми. ни на руках не держала, ни ухаживать не приходилось и вообще, старалась как можно подальше от них быть. Теперь расплачиваюсь. Нам 4 месяца, а у меня такое впечатление, что я никогда не пойму, чего она хочет и что ей надо. Девочки, кто-где искал и как учился? Сейчас стоит вопрос, стоит ли вводить прикорм в 4 мес, если мы на ГВ, можно с врачом проконсультироваться, но постоянно у врача ж не будешь спрашивать, сколько давать и чем кормить и во сколько. Врач мне вообще строго запретила чаще 6 раз в сутки кормить. Но либо я — плохая мать, либо это запрет какой-то дурацкий. Малышка стала такой беспокойной последние 2 недели. Ночью каждые полтора часа теперь чамкает грудь. Как ее не кормить?! И с животом у нас проблемы не кончились. Кормила всегда по требованию. Вот и выросли до 7,5 кг в 4 мес. Не понимаю, как заниматься, чем. гимнастику пытаюсь с ней делать — вся скукожится. врачу массаж дает делать, а мне — нет. Руку не разогнуть и сразу капризничать начинает.

Смотрю на многих мам в парке — гуляют разговаривают. Моя ж в полной тишине спать требует на улице. да еще и 1,20 поспала и орать. ну не май месяц же, чтобы орать вот так вот? бегом из парка домой. Мне кажется я одна такая. И как успокоить на улице? погремухой трясу и бегом с коляской… с горем пополам добегаем, чтобы воздуха холодного не нахваталась. Что я делаю не так? Как у вас это все происходит?

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Анализы и лечение. Помощь людям
Adblock
detector