Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Аргументы «против»

этические проблемы
Суррогатное материнство — единственная возможность стать родителями для необратимо бесплодных пар
  1. Суррогатное материнство низводит роль матери до функции инкубатора, причем коммерческого, который эксплуатируется с целью получения выгоды. Противники метода приводят в качестве доводов и международные законодательные акты – например, статьи Конвенции о защите прав человека, Конвенции о ликвидации дискриминации женщин.
  2. В основе метода – позиционирование ребенка не как самостоятельной личности, а как объекта сделки (несмотря на то, что предметом договора является не ребенок, а процесс имплантации и вынашивания).
  3. Суррогатное материнство – нарушение права ребенка на семейную идентичность, поскольку доказано, что в младенчестве он имеет прочную психофизиологическую связь с женщиной, вынашивавшей и рожавшей его.
  4. Методика представляет собой угрозу для здоровья сурмамы – как физического, так и психического. Осложнения возможны не только по причине сильного воздействия гормональными средствами, но и потому, что женщина вынашивает генетически чужеродный плод, а потому реакции отторжения усиливаются.
  5. По мнению некоторых перинатальных психологов, психические отклонения возможны у ребенка, поскольку он получает генетическое наследие от двух родителей, но в то же время питание и кровь во внутриутробный период – от другой женщины.
  6. Суррогатное материнство влияет на психику родителей, которые, возможно, будут искать у ребенка сходство с сурмамой, особенно в подростковом возрасте, когда возникают сложности во взаимоотношениях.
  7. Бизнес на суррогатном материнстве в выступлениях общественных деятелей нередко приравнивается к торговле детьми.

Выбор суррогатной матери

суррогатная матьЭто немаловажный вопрос, с которым сталкиваются бездетные пары. Многих отталкивает перспектива иметь дело с женщиной, которая «делает деньги на детях». Однако это весьма предвзятая точка зрения. Часто суррогатными матерями становятся вполне нормальные порядочные женщины, без криминального или алкогольно-наркотического прошлого. Бывает, одинокие матери, пойдя на суррогатное материнство, хотят обеспечить достойное будущее своему ребенку, выплатить кредит на жилье или начать бизнес. В любом случае важно как личное общение суррогатной матери и биологических родителей, так и ее соответствие нормам действующего законодательства:

  1. Возраст от 20 до 35 лет;
  2. Отсутствие генетических заболеваний и патологий, препятствующих беременности;
  3. Наличие хотя бы одного собственного ребенка;
  4. Если женщина замужем, ее супруг должен дать официальное согласие на суррогатное материнство.

Большое значение имеет именно личность потенциальной сурмамы. Родители должны отдавать себе отчет в том, что они не смогут контролировать круглосуточно жизнь и привычки женщины, которая согласилась выносить им ребенка. Ведь многие женщины курят и пьют алкогольные напитки, даже будучи беременными собственными детьми, что уж говорить об чужих.

Моральные вопросы

Добиться благословения или одобрения священнослужителей почти всех религий на суррогатное материнство, скорее всего, не получится. В большинстве верований эта репродуктивная технология жестко порицается и отвергается как аморальная. Супруги, которые хотят иметь ребенка любой ценой, нарушают основное правило любой веры — с терпением и смирением принимать данное Всевышним.

Православие считает, что супруги, которые отказываются принять свое бесплодие как данность, уже нарушают Закон Божий. Однако отношение Церкви к ЭКО в целом более лояльное, но только при условии, что для получения зародышей врачи будут использовать половые клетки жены и мужа.

Донорский материал, сурматеринство — методы, которые, по мнению православных священников, нарушают великое таинство христианского брака, а также полностью обесценивают материнство, превращая его в коммерческую сделку. Ребенок в этом случае становится предметом купли-продажи, а человеческая жизнь — бесценная, именно так гласит главный фундаментальный принцип РПЦ.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

С православными священниками полностью согласны и почитатели ислама. Ни один мулла не даст своего благословения супругам, которые сообщат о своем желании нанять сурмать для рождения потомства. Мусульманки, которые сами хотят стать гестационными курьерами — большая редкость, поскольку наказание за такой грех в исламе существенное — от женщины может отвернуться вся семья, друзья и родственники.

Католичество полностью запрещает все репродуктивные вспомогательные технологии, будь то ЭКО, ИКСИ, внутриматочная инсеминация или суррогатное материнство.

Иудаизм более терпим к гестационным курьерам, правда, в Израиле никогда не проведут протокол ЭКО, если сурмама относится к числу родственниц (что в России вовсе не запрещено). Страна, в которой ЭКО полностью оплачивается государством, где поддерживаются любые репродуктивные методики, жестко ограничивает родственные «услуги», ведь раввины считают это кровосмешением, что является тяжелым проступком.

Самое терпимое отношение к гестационным курьерам демонстрирует только буддизм, поскольку его почитатели считают, что самое главное – чтобы все были счастливы, и если сурраготное материнство — единственный способ достичь этого счастья, то почему бы и нет.

Помимо вопросов веры и религии, все участники процесса могут столкнуться с таким явлением, как личностный кризис. Если женщина-гестционный курьер решилась на участие в программе впервые, значительно выше риски, что ей будет очень сложно расстаться с младенцем, которого она выносила под своим сердцем и родила. Умом она будет понимать и отдавать себе отчет в том, что малыш для нее совершенно чужой, но сердцем она может полюбить его по-настоящему.

Душевный кризис могут переживать и биологические родители младенца, поскольку женщин в таких парах мучает чувство вины за то, что родила кроху не она, а другая, мужья же в этой ситуации чувствуют себя несколько неловко.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Противники сурматеринства выдвигают следующие аргументы: сама программа противоречит законам природы, она насилует души всех участников, и последствия могут быть самыми неожиданными. К сожалению, нередко случаются разводы. После успешного окончания лечебного курса, выписки с шарами и цветами из родильного дома биологические родители через некоторое время расстаются, поскольку тайна, которую они носят, оказывается слишком тяжелой, а душевный груз — слишком неподъемным.

Семьи гестационных курьеров, если у женщины есть муж, получив необходимую сумму денег за рождение крохи, тоже в большинстве случаев распадаются. Большинство мужчин, даже если участие супруги в программе было подтверждено их согласием, так и не могут принять в глубине души тот факт, что жена вообще согласилась на это. Начинаются конфликты, все чаще следуют упреки, в результате — развод.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Недостатки

И сурмамы, и будущие биологические родители еще на стадии принятия решения сталкиваются с этическими проблемами. Чаще всего признаться родственникам и друзьям о том, что паре необходима помощь чужой и посторонней женщины, им стыдно. Многие биологические матери симулируют беременность, носят специальные накладки на живот, чтобы все окружающие, даже родные люди, и подумать не могли, какой ценой досталось это счастье — быть мамой.

Биоэтика не разрешает лечащему врачу разглашать эту тайну когда-либо и кому-либо. О большом секрете знают только трое — муж, жена и женщина-гестационный курьер. Однако человеческий фактор нельзя не учитывать, утечки информации все-таки следует опасаться.

Тем, кто хочет стать родителями, нужно держать ухо востро — в Интернете есть немало мошенниц, которые берут предоплату и исчезают. Также нередко биологические родители могут столкнуться с фактами манипуляции: женщина, забеременев, начинает шантажировать своих «заказчиков» тем, что сделает аборт или начнет курить и пить алкоголь, если ей не увеличат гонорар или не выполнят каких-то иных условий. Иногда может получиться так, что женщина откажется отдавать ребенка после родов, поскольку привыкнет к нему за долгие девять месяцев.

Биородителям может попасться женщина, имеющая проблемы со здоровьем и предоставившая поддельные медицинские справки, в этом случае здоровье малыша также окажется под угрозой. Безответственная сурмама может отказаться или забыть вовремя принимать медикаменты, назначенные врачом, будет пропускать визиты в консультацию, не станет придерживаться диеты и правильного питания во время беременности. В общем, перечень возможных проблем очень большой.

Сама женщина-гестационный курьер также может стать жертвой недобропорядочных «заказчиков». Ей могут не заплатить после родов, отказаться оплачивать какие-либо непредвиденные расходы, связанные с беременностью, если они не оговорены условиями контракта. Супруги, являющиеся биологическими родителями, могут развестись в тот момент, когда для них вынашивают кроху, и тогда ребенок станет жертвой семейных разборок или от него вообще откажутся. Перед суррогатной мамой встанет вопрос, что же делать с крохой и кто ей теперь заплатит.

Отношение «заказчиков» к «исполнительнице» не всегда бывает корректным и адекватным. Не так уж редко встречаются биородители, которые хотят контролировать каждый шаг гестационного курьера, устанавливают камеры видеонаблюдения везде, включая ванну и туалет, не разрешают свободно покидать дом, чтобы сходить куда-то по своим личным делам. Эти действия, естественно, оправданы страхами, что сурмама нарушит условия контракта и навредит малышу. Не каждая пара в этой ситуации может вовремя остановиться и понять, где проходит граница разумного, где заканчиваются их права и начинается свобода другого человека.

Отношения гестационного курьера и биородителей должны регулироваться договором, в котором следует оговорить все до мелочей, предусмотреть все ситуации, чтобы интересы двух сторон были максимально учтены и устраивали всех. Такую работу лучше поручить специалистам — юристам агентств, которые оказывают посредничество между сурмамами и «заказчиками», или юристам клиник, в которых наблюдаются пары.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Еще один неоднозначный момент — рассказывать ли ребенку, когда он подрастет, как он появился на свет. Биоэтика запрещает это и врачам, и гестационному курьеру. Но утечка информации может быть, к тому же некоторые родители считают своим моральным долгом рассказать выросшему чаду эту семейную тайну.

Психологи считают, что такая правда может вызвать проблемы с самоидентификацией у человека, особенно если этот человек еще не достиг совершеннолетия или только едва переступил этот возрастной рубеж.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Общественное осуждение суррогатного материнства

Социологические исследования показывают, что на постсоветском пространстве люди в большинстве своем относятся негативно к данной репродуктивной технологии. Отношение это распространяется как на суррогатных матерей и их семьи, так и на бездетные пары, которые решили воспользоваться такой альтернативой.

Поэтому многие не решаются прибегнуть к услугам суррогатных матерей, опасаясь насмешек со стороны окружения, так и многие женщины не рискуют стать сурмамами. По этой причине звезды эстрады и шоу-бизнеса отказываются признавать то, что воспользовались современными репродуктивными технологиями.

А те, кто признался – нашли критику и осуждение в обществе. Хотя на Западе это давно не считается чем-то экзотическим или вызывающим, часто женщины соглашаются стать суррогатными матерями не из-за материального вознаграждения, а чтобы помочь бесплодной паре обрести счастье иметь детей.

К большому сожалению, нашему обществу еще далеко до столь высокой степени толерантности и уважению к чужому выбору. Грубому осуждению подвергаются и сурмамы и их мужья, так как считается что это недостойный способ заработка денег. Соответственно, супруг неспособный обеспечить семью, толкает жену на «столь отвратительный поступок».

Оплодотворение

Итак, яйцеклетки генетической матери извлечены и переданы эмбриологам. Что дальше? Дальше происходит самое важное — «инсеминация яйцеклеток и культивирование эмбрионов in vitro», т.е. оплодотворение полученных яйцеклеток спермой мужа (генетического отца) в пробирке.

Перед пункцией фолликулов генетической матери генетический отец сдает сперму. Перед сдачей спермы мужчине рекомендуется половое воздержание в течение 3-5 дней. Получение спермы осуществляется путем мастурбации.

Далее полученные от жены яйцеклетки оплодотворяются спермой мужа. Это происходит следующим образом: фолликулярную жидкость, полученную в результате пункции фолликулов, помещают в чашку Петри, при этом проводится оценка качества полученных яйцеклеток, после чего их переносят в специальный инкубатор вместе со спермой.

Повторная оценка оплодотворения проводится через 24-26 часов. Контроль оплодотворения яйцеклеток осуществляется при просмотре чашек с культивируемыми клетками под микроскопом. Однако их наличия еще недостаточно для решения вопроса о возможности переноса эмбрионов в полость матки суррогатной матери: сначала необходимо удостовериться в нормальном развитии эмбрионов.

Если оплодотворения не произошло, всю операцию повторяют заново в другом менструальном цикле.

Отношение религиозных организаций

Поскольку описываемая технология затрагивает не только медицинские проблемы, но и нравственные, и даже философские, отношение к ней формулируют и различные религиозные организации.

  1. Православная церковь резко осуждает метод, даже при отсутствии коммерческой составляющей, о чем сказано в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе указывается, что суррогатное материнство разрушает духовную целостность личности и наносит ущерб физическому здоровью.
  2. В целом мнение православной церкви соответствует и взгляду католичества. Правда, если священник РПЦ может отказать в крещении ребенку, родившемуся в результате этой программы, то католики не столь категоричны, хотя в целом технология резко осуждается.
  3. В исламе запрещенной является любая связь, кроме связи мужа и жены. Так, ЭКО разрешается только в том случае, если используется генетический материал законных супругов, а не доноров. Поскольку суррогатное материнство предполагает использование услуг третьей стороны, то оно запрещается.
  4. Позиция иудаизма другая: осуждаются только внебрачные связи, но никак не альтернативные способы произведения на свет потомства. Однако указывается, что обращение к этому методу возможно только в крайнем случае, когда испробованы все другие способы. Более того, в Торе рассказывается история Рахели, жены Яакова, которая, отчаявшись родить ребенка, обратилась за помощью к другой женщине.

Перенос эмбрионов

Если оплодотворение состоялось, наступает следующая стадия — перенос эмбрионов в полость матки суррогатной матери, которая подготовлена к этому предварительной гормональной терапией.

Процедура переноса проводится на гинекологическом кресле: врач аккуратно вводит специальный катетер в матку, эмбриолог приносит специальный шприц, наполненный жидкостью, в которой находятся эмбрионы, их плавно вводят с помощью катетера в полость матки через канал шейки матки.

Это совершенно безболезненная процедура. В случае если это невозможно сделать по тем или иным причинам, перенос эмбрионов может быть выполнен через стенку матки (трансмиометрально). При этом игла может быть введена в полость малого таза через влагалище или переднюю брюшную стенку.

После переноса эмбрионов суррогатной матери оказывается так называемая гормональная поддержка прогестеронсодержащими препаратами — это улучшает состояние внутренней оболочки матки — эндометрия и повышает тем самым шансы на успешное прикрепление эмбрионов.

Суррогатной матери необходимо воздержаться от половых контактов на 2 недели после переноса эмбрионов, а также отказаться от напряженного физического труда и физической активности. Когда же будет известен результат?

Эмбрионы переносят на 17-й день менструального цикла (дни считают от первого дня менструации), диагностика беременности по содержанию бета-ХГ в крови или в моче осуществляется через 12-14 дней от момента переноса эмбрионов, а с 15-го дня назначают специальные гормональные препараты, и при положительном тесте на беременность это лечение продолжают до 12-14 недель беременности.

Ультразвуковое подтверждение факта беременности может проводиться начиная с 21 дня после переноса эмбрионов.

После того как беременность наступила, суррогатная мать находится под наблюдением врачей.

Подготовительный этап

Первоначально выбирается женщина, которая должна в итоге стать суррогатной матерью; ее участие в этой программе обязательно добровольное. Начальные требования к ней просты:

  • возраст от 20 до 35 лет;
  • наличие собственного здорового ребенка;
  • психическое здоровье;
  • отсутствие серьезных хронических заболеваний.

Чаще всего на роль суррогатной матери выбирается кто-то из обследованных родственниц или совершенно посторонний человек — этот выбор всегда индивидуален, в зависимости от пожеланий и предпочтений семьи.

Когда договоренность между предполагаемой суррогатной матерью и генетическими родителями достигнута, женщина, которая будет вынашивать ребенка, сдает анализы и проходит следующие обследования:

  • определение группы крови и резус-фактора;
  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • обследование на инфекции, передающиеся половым путем (хламидиоз, генитальный герпес, уреаплазмоз, микоплазмоз, цитомегалию, краснуху и др.) — действительно 6 месяцев;
  • общий анализ мочи (действителен 1 месяц);
  • клинический анализ крови свертываемость (действителен 1 месяц);
  • биохимический анализ крови: АЛТ, ACT, билирубин, сахар, мочевина и др. (действителен 1 месяц);
  • флюорография (действительна 1 год);
  • мазки на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища (действительны 1 месяц);
  • цитологическое исследование мазков с шейки матки;
  • осмотр терапевта и заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к вынашиванию беременности (действителен 1 год);
  • осмотр и заключение психиатра (однократно).

В одном из индийских храмов есть фреска, иллюстрирующая легенду о зачатии Махавиры (599 г. до н. э.), основателя джайнизма. Это еще одни пример реализации идеи суррогатного материнства. Махавира случайно был зачат в чреве женщины низкого сословия. Царь богов Индра повелел перенести плод женщине, достойной родить Великого Героя. На фреске изображены две полулежащие женщины: одна из них — Девананда, жена священника, в чреве которой был зачат Махавира, другая — королева Тришала, которой он был пересажен. Перенос эмбриона был осуществлен божеством с оленьей головой, Харинегамешином. Как гласит легенда, плод был взят сквозь матку и пересажен в чрево другой женщины с величайшим искусством.

Если все обследования и анализы показали, что женщина, которая согласна выносить ребенка, здорова, начинается следующий этап — синхронизация менструальных циклов генетической и суррогатной матери.

Задачей этого этапа является достижение необходимой степени зрелости эндометрия (внутреннего слоя матки) суррогатной матери для имплантации (прикрепления) эмбриона к моменту получения и переноса эмбрионов. Для этого суррогатной матери по определенной схеме вводятся гормональные препараты, вызывающие созревание эндометрия, или же синхронизация осуществляется в натуральном цикле.

Далее, когда синхронизация циклов достигнута, следует стандартная процедура ЭКО, при которой эмбрионы, полученные от генетических родителей, переносятся в полость матки суррогатной матери.

Процедура ЭКО для всех перечисленных ее участников состоит из нескольких этапов.

  • Обследование генетических родителей. Оно проводится по следующим параметрам:

Для женщины:

  • общее и специальное гинекологическое обследование;
  • ультразвуковое исследование органов малого таза;
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • клинический анализ крови, включая время свертываемости (действителен 1 месяц);
  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • исследование на флору из уретры и цервикального канала и степень чистоты влагалища;
  • заключение терапевта о состоянии здоровья и возможности вынашивания беременности.

По показаниям генетической маме проводят следующие исследования:

  • исследование состояния матки и маточных труб (гистеросальпиногография или гистеросальпингоскопия и лапароскопия);
  • биопсия эндометрия;
  • бактериологическое исследование материала из уретры и цервикального канала;
  • цитологическое исследование мазков шейки матки;
  • анализы крови на гормоны;
  • обследование на наличие антиспермальных и антифосфолипидных антител (антител против сперматозоидов);
  • инфекционное обследование (хламидиоз, урео- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус, токсоплазмоз, и т.д.);
  • заключения других специалистов по показаниям.

Для мужчины:

  • анализ крови на сифилис, ВИЧ, гепатиты В и С (действителен 3 месяца);
  • спермограмма;
  • определение группы крови и резус-фактора;
  • консультация андролога;
  • инфекционное обследование (хламидиоз, уро- и микоплазмоз, вирус простого герпеса, цитомегаловирус и т.д.).

Кроме того, для супружеской пары старше 35 лет необходимо медико-генетическое консультирование.

  • Индукция суперовуляции. Этот этап начинается после обследования генетической матери. Суперовуляция — это созревание в одном яичнике сразу нескольких яйцеклеток (в норме в течение каждого менструального цикла в яичнике созревает только одна яйцеклетка). Стимуляция суперовуляции у женщины, желающей иметь ребенка, проводится с целью увеличить шанс наступления беременности. Для этого ей вводятся специальные гормональные препараты, вызывающие созревание сразу нескольких фолликулов (пузырьков, в которых растут яйцеклетки). Их развитие контролируется исследованием уровня гормонов в крови и ежедневным УЗ-исследованием с 4-5-го дня стимуляции до достижения фолликулами определенных размеров.

Позиция европейского общества репродукции

отношение к суррогатному материнству
По рекомендациям ESHRE, суррогатное материнство должно быть некоммерческим

Чтобы снизить градус общественных споров, Европейское общество репродукции человека сформулировало основные этические принципы, касающиеся суррогатного материнства.

  • Единственно возможной его формой должна быть некоммерческая, альтруистическая помощь бездетным семьям. При этом они должны компенсировать расходы на медицинскую помощь, медикаменты и прочие.
  • Участие в программе осуществляется исключительно добровольно и осознанно.
  • Сурмама должна понимать моральную ответственность и во время беременности взять на себя заботу о ребенке. В равной степени за него ответственны и потенциальные родители. Обязательства вступают в силу с момента подписания договора.
  • Прерывание беременности оправданно лишь в том случае, если для него существуют медицинские показания.
  • При выборе способа родов сурмама обязана руководствоваться в первую очередь интересами ребенка.
  • Ребенок имеет полное право знать, каким образом он был рожден.

Показания для суррогатного материнства

Согласно законам России юридически для того, чтобы воспользоваться услугой сурматеринства, у женщины должны быть диагностированы следующие показания:

  • полное отсутствие матки или пороки ее развития;
  • деформация полости женского детородного органа;
  • пороки ее развития;
  • спаечный процесс;
  • заболевания, исключающие успешное зачатие;
  • неудачные попытки ЭКО;
  • множественные выкидыши.

Требования, которые выдвигаются суррогатной маме:
суррогатная мать

  • возраст от 20 до 35;
  • собственный ребенок, физически абсолютно здоровый;
  • психическое и соматическое здоровье.

Кроме этого, суррогатная мать обязана сдать дополнительные анализы:

  • группа крови, резус-фактор;
  • общий анализ крови, биохимия, флюорография, мазок и цитология мазка;
  • осмотр психиатра, терапевта, гинеколога;
  • иметь отрицательный анализ крови цитомегалию, краснуху и на ЗППП: сифилис, ВИЧ, гепатит B и C, герпес, хламидиоз, уреаплазмоз.

Преимущества

Бесспорно, гестационные курьеры нужны и полезны: множество пар и одиноких мужчин и женщин получают долгожданный и выстраданный шанс стать родителями. Потребность иметь и растить собственных детей заложена в каждого из нас на генетическом уровне, это нормальное требование цивилизационного процесса. И порой сурмама — действительно единственный выход из ситуации.

Минздрав России четко указывает показания к такой вспомогательной репродуктивной технологии: это отсутствие матки, пороки ее развития, посттравматические изменения, а также большой перечень заболеваний и состояний, при которых женщина не может вынашивать самостоятельно из-за большого риска собственной гибели. Одиноким мужчинам показания не требуются.

Сегодня около 17-20% семей в России страдают бесплодием. Из них примерно половине требуется репродуктивная помощь. Без гестационного курьера, по статистике, не справиться примерно 5-7% таких семей.

Раньше с диагнозом «беспллодие» и синей печатью поперек справки женщину просто отправили бы домой. Сегодня у нее есть шанс. Если она примет решение, что суррогатное материнство для нее вполне приемлемо, она сможет иметь здорового, крепкого собственного ребенка.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Для самих суррогатных матерей договор об оказании услуг бесплодной паре — способ поправить собственное тяжелое материальное положение. Услуги в среднем по России стоят от 1 до 3 миллионов рублей, а это может быть новая квартира, если женщине с ребенком негде жить, или нужно срочно решить вопрос с дорогостоящим лечением кого-то из родственников. Ситуации бывают разные. Замужние женщины с согласия супруга тоже становятся сурмами, и, поверьте, у каждой из них есть очень веские причины для принятия такого решения.

У вас может возникнуть вопрос, почему же в обществе сложилось преимущественно негативное мнение о суррогатном материнстве, ведь всем сторонам от него только польза. Наверное, спор сторонников и противников этой вспомогательной репродуктивной технологии не закончится никогда, ведь и те, и другие приводят очень веские доводы в пользу своего мнения. Если бы была возможность положить их на чаши весов, с огромной долей вероятности весы остались бы в равновесии. Поэтому решение о вступлении в программу сурматеринства одинаково сложное и для гестационных курьеров, и для их «заказчиков».

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

Проблемы суррогатного материнства в россии

ребенок на рукахОдна из главных проблем суррогатного материнства связана с юридической стороной вопроса, то есть юридические права на новорожденного по законодательству России имеет суррогатная мать. Записать в свидетельстве о рождении родителей, которые являются генетическими, можно только с ее разрешения. Фактически она должна отказаться от ребенка, и только тогда наступают родительские права генетических родителей. Это часто приводит к сложным ситуациям. Например, суррогатная мать отказывается отдавать ребенка либо же начинает требовать от родителей большие суммы или дополнительные услуги в обмен на ребенка.[ads-pc-3]
Случалось даже так, что суррогатная мать подписывает отказ от ребенка, получает деньги, а после обращается в суд с просьбой передать ей ребенка, так как она передумала. И самое страшное в этом то, что законодательство встает на защиту родной матери, которая является по сути суррогатной. Юристы уверяют, что эту проблему можно решить, подав в суд на признание родителями генетических отца и мать. Но в этом случае ссылаться на подписание контракта нельзя. Проведение генетической экспертизы тоже обусловлено некоторыми проблемами. Например, тем, что суррогатная мать должна дать на нее согласие. Лучше всего подготовиться к этому вопросу основательно и контракт оформлять через хорошую юридическую компанию.

Проблемы, возникающие у суррогатной мамы

Основными сложностями, с которыми сталкивается суррогатная мать, являются:

  1. Привязанность к ребенку. Ведь за 9 месяцев ношения малыша под сердцем, когда он толкается, отвечает движениями на ее голос, на прикосновения к животу возникает любовь к нему, а ей придется отдать его чужим людям.
  2. Медицинские проблемы.
    Беременность вызывает некоторые изменения в организме женщины, которые в принципе могут ей навредить. Есть определенные риски, относящиеся к вынашиванию беременности, 2-3% внематочная беременность при ЭКО, гестоз, заболевания почек. Также набор лишнего веса, увеличение груди. Не на последнем месте стоит риск кесарево сечение. Особенно учитывая тот факт, что при ЭКО возрастает вероятность многоплодной беременности, которая приводит к операции.
  3. Проблемы, касающиеся мужа женщины, вынашивающей ребенка. По закону России на сурматеринство требуется разрешение мужа, ведь вынашивание чужого малыша может привести к осложнению в семейных отношениях. В некоторых ситуациях врачи ограничивают половую жизнь или вообще ее запрещают, а гормоны, которые женщина принимает и самостоятельно вырабатывает во время вынашивания, могут влиять на настроение. Кроме того, период реабилитации после родов у нее длительнее и проходит сложнее.

Выводы

Если вы стоите перед непростым выбором — согласиться ли на участие в программе, хорошо подумайте, готовы ли вы к возможным рискам, а также изменениям, которые необязательно будут иметь счастливый финал. Во многом, наверное, правы священнослужители, которые указывают на такие важные аспекты человеческой жизни, как голос совести. Держать ответ каждому из участников программы суррогатного материнства предстоит в первую очередь перед самим собой.

Недопустимость нарушения таинства и интимности союза двоих сложно оспаривать. Те, кто яростно пытались это делать, очень скоро понимают, как они заблуждались. С этой точки зрения, паре проще, как им советуют в большинстве случаев, взять ребенка из детского дома, малыша, оставшегося без родителей или кроху-отказника. Совесть будет легкой и спокойной. Но и желание иметь родных детей также оспорить невозможно.

Принимая решение, которое однозначно изменит вашу жизнь, не торопитесь, подумайте, разложите все «по полочкам». А решив, действуйте без сомнений. Любое решение — только ваше.

Суррогатное материнство: медицина, этика, право. Этические проблемы суррогатного материнства

https://www.youtube.com/watch?v=GY0WryUudHc

Еще больше о психологии суррогатного материнства смотрите в следующем видео.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Анализы и лечение. Помощь людям
Adblock
detector